Верховный суд Российской Федерации (далее по тексту ВС РФ) допустил продажу на торгах единственного жилья должника. Прецедент создан.
Суть:
История касается дома и земельного участка гражданина Владимира Балыкова, он выступал поручителем по кредиту и остался должен банку 34,68 млн рублей. Вернуть сумму В. Балыкова не смог и подал на банкротство, чтобы спасти недвижимость. В процессе разбирательства выяснилось, что право собственности на недвижимость Владимир Балыков оформил через два дня после признания его банкротом (до этого он был прописан в квартире матери). ВС отправил дело на пересмотр.
Из определения ВС также следует, что единственное жилье обанкротившегося физлица вправе изъять не только кредитор, но и финансовый управляющий за счет средств конкурсной массы. Этот момент надо урегулировать еще до обращения в суд на собрании кредиторов. Если единственная недвижимость будет продана с торгов, банкроту следует предоставить более дешевое жилье.
Смотреть Определение Верховного суда Российской Федерации.
Мнение экспертов:
- Одни считают подобную ситуацию опасной для простых граждан России — тех, у кого не получилось вовремя вернуть скромный потребительский кредит.
- Другие полагают, что сенсации пока не произошло — надо дождаться окончательного исхода дела.
С чем, собственно, пытаются бороться:
Изначально допускалось изъятие единственного жилья только в том случае, если оно находится в ипотеке, но кредит не выплачивается. как следствие, недобросовестные покупатели умудряются повернуть это правило в свою сторону. Способ причисляется к мошенническим — со всеми сопутствующими последствиями, но некоторых это не останавливает: семьи с детьми берут ипотеку и даже вносят несколько платежей, а потом платить перестают.
Первое время банки настойчиво пытаются урегулировать вопрос самостоятельно — им выгоднее предложить ипотечные каникулы, рефинансирование или другие варианты помощи, чем потерять клиента и тратить время на продажу его квартиры на торгах.
Затем банку приходится обращаться в суд, но судиться с такими должниками непросто: апелляции, переносы заседаний и вмешательство органов опеки (ведь речь идет об ухудшении жилищных условий детей) затягивают процесс на долгие месяцы, а чаще — и годы. Все это время семья продолжает фактически бесплатно жить в квартире.
Таким образом, если раньше кредиторы худо-бедно добивались справедливости через изъятие пусть единственного, но ипотечного жилья, то теперь правило могут распространить на заемщиков любых кредитов.
Но вернемся к делу:
Сам факт рассмотрения этого дела наводит на мысль, что со временем суды способны стать инициаторами продажи единственных объектов недвижимости. Особенно дорогих. Это будет вполне последовательной и логичной практикой.
Главная проблема ее применения — то, что на сегодняшний день отсутствуют четкие правила:
- что является роскошью, дорогая недвижимость — это какая именно;
- какое бюджетное жилье будет адекватной заменой проданной на торгах квартире;
- как быть с прописанными в ней детьми?
На все эти вопросы пока нет однозначных ответов.
По материалам ЦИАН.
Возможно вам будет интересно:
Земельные участки, которые имеют статус "временные", с 01.03.2022 года будут вычеркнуты из ЕГРН