Найти тему
Истории тётушки Юлии Рысь

От "обучающих писем" до онлайн-занятий, или История дистанционного образования

Оглавление

Почему-то считается, что онлайн-школы — это что-то новое и революционное... А между тем, с давних пор люди стремились к получению знаний, даже если ради этого приходилось отправляться за тридевять земель... Близко или далеко — не имело значения для жаждущих узнавать что-то новое и применять его в жизни.

Возьмем, например, Святого Павла, который является одной из ключевых фигур в развитии дистанционного образования. Он рассылал по храмам свои священные послания последователям Христа в качестве учебных пособий. Очевидно, что сама идея учиться на расстоянии у специалистов не такая уж новая.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Более сложная задача предстояла Исааку Питману, открывшему в 1840 году дистанционный образовательный курс по стенографии для студентов Объединённого Королевства: ему предстояло освоить массовые почтовые рассылки. А в 50-х годах XIX века немецкий издатель и педагог-методист Густав Лангеншейдт опубликовал самоучитель для взрослых по языку Leh rbriefe (буквально, «Обучающие письма»), и теперь любой герр или фрау могли повторять грамматику и фонетику где угодно, даже если бы они оказались на краю земли.

Лондонский Университет открылся в 1836 году, предоставив шанс получить высшее образование тем леди и джентльменам, которые проживали в отдаленных имениях и по каким-то причинам не имели возможности приезжать в столицу. Отныне студенты всех аккредитованных учебных заведений могли сдать университетские экзамены дистанционно, а спустя 2 года эта привилегия стала доступна кандидатам по всему миру.

По примеру University of London начали появляться колледжи, предлагавшие по почте соответствующие университетской программе курсы обучения.

Америка, глядя на Англию, тоже не сидела без действия: 70-е года XIX столетия ознаменовались созданием Ticknor’s Society (1873 г.) для женщин, которые могли получать обучающие материалы по почте. Его создательница, Анна Элиот Тикнор, взяла идею английского «Общества поддержки домашнего обучения» и пачками рассылала своим подписчицам конверты с новыми уроками, получая взамен такие же пачки писем с ответами на домашние задания. Ещё через год Университет Иллинойса предложил собственную почтовую программу обучения.

Дальше всех пошла Пенсильвания, публикуя в ежедневной газете «Колъери Инжиниэ» учебные материалы об улучшении техники горных разработок и безопасности шахтеров во время работы в рудниках. Это стало прорывом в горном деле – ведь теперь стало возможным не рубить уголь вручную, да и количество несчастных случаев медленно, но неуклонно сокращалось!

Публикации приобрели такую популярность, что на их основе в 1891 году был разработан особый курс, ставший моделью для почтовых обучающих программ по различным предметам.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

А через год американский «Отец обучения по почте», Вильям Рейни Харпер, первым учредил университетское отделение дистанционного обучения при Чикагском университете. Его эксперименты с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии увенчались стопроцентным успехом и стали примером для большинства учебных заведений. Так, Университет штата Висконсин ввёл обучение по почте в 1906 году. На очереди стояли другие университеты, колледжи и школы, оценившие достоинства обучения на расстоянии. Шел XX век...

XX век обучается...

Жизнь в неведении — не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит. Познание и жизнь неотделимы. /Лион Фейхтвангер

По австралийским саваннам в поисках съедобной растительности прыгали рыжие исполинские кенгуру, а Квислендский университет в Брисбене открыл курсы (1911) вузовского уровня для иногородних. Спустя три года, живущие вдалеке от обычных школ дети начали получать по почте материалы школьной программы. Студентам мельбурнгского педагогического колледжа, а за ними – учащимся средних школ и училищ, пришлись по душе уроки, которые можно было вытащить из почтового ящика. Вскоре канадские и новозеландские школьники приобщились к аналогичной системе.

Первый съезд Международного совета по образованию по почте состоялся в 1938 году в канадском городке Виктория, расположенного в Британской Колумбии.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

А революция 1917-го года открыла безграничные возможности для получения образования россиянам, которые стремились к знаниям, как древние аргонавты – к Золотому Руну... В СССР была разработана уникальная форма дистанционного образования – заочное обучение, и к 60-м годам уже функционировали более десятка заочных университетов и множество заочных факультетов при обычных ВУЗах страны.

Центральная и Восточная Европа жутко завидовала и перенимала советский опыт обучения. А вот Западная Европа оставалась спокойной: французские дети, не имеющие возможности ходить в школу, ещё в 1939 году получали знания благодаря Государственному центру дистанционного обучения (сегодня он является крупнейшим европейским учебным заведением).

Не осталась в стороне и Африка: в 1946 году дистанционная форма обучения появилась в Южноафриканском университете города Претория – административной столице ЮАР.

Основанный в 1969 году Открытый Университет Великобритании кардинальным образом повлиял на всю систему дистанционного образования. Ведущие обучение на расстоянии учебные заведения начали появляться, как грибы после дождя, повсюду:

UNED (Universidad Nacional de Educacion a Distancia) в Испании (1972);
AIOU (Allama Iqbal Open University) в Пакистане (1974);
STOU (Sukhothai Thammathirat Open University) в Тайланде (1978);
KNOU (Korea National Open University) Корейский государственный открытый университет ((1982);
UT (Universitas Terbuka) в Индонезии (1984);
IGNOU (Indira Gandhi National Open University) Государственный открытый университет им. Индиры Ганди в Индии (1985).

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Вместо закрытых во время культурной революции китайских ВУЗов была основана Национальная сеть радио и телевизионных университетов (1979 год), при обучении использующая спутниковое вещание и телевизионные университеты в провинциях. Обучение по почте и дистанционное образование продемонстрировало ряд устойчивых характеристик, предоставило весь спектр уровней подготовки – от начального до высшего образования, и охватило людей любого возраста.

Круг преподаваемых дисциплин невероятно широк, а применяемые методы разнообразны и включают в себя переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системами дистанционного образования охвачены развитые и развивающиеся страны, огромные державы и крохотные государства. Территориальное рассредоточение и перемещение населения, независимость и империализм, индустриализация и множество других факторов способствовали гибкости и разнообразию форм в дистанционном образовании и в новом тысячелетии.

Три этапа развития дистанционного обучения

От тебя самого зависит, сколько времени учиться – смотря по тому, сколько пожелаешь знать... (Игьюгарьюк, эскимосский заклинатель духов, шаманящий во сне, «Великий санный путь» К. Расмуссен)

В новом тысячелетии дистанционное образование приобрело еще большее значение, чем во все предыдущие века. Развивались транспортные, производственные и коммуникационные технологии, исторически связываясь с дистанционным образованием. В процессе этого развития появлялись успешные формы обучения, они перетекали из одного состояния в другое, трансформировались и накладывались друг на друга.

Американский писатель и редактор Гарри Гаррисон в 1985 году первым обозначил стадии развития дистанционного образования термином «поколение».

Гарри Гаррисон. Тематическая картинка из свободных источников
Гарри Гаррисон. Тематическая картинка из свободных источников

Дистанционное образование «первого поколения» использовало в качестве обучающих средств написанные от руки и печатные материалы. Рукописи передавались из рук в руки на протяжении многих столетий. Первые книгопечатники выпускали учебники, доступные даже бедным. В середине XIX века лихие, но позволяющие государству экономить, ямщики гнали лошадей, а машинисты – быстрые поезда, доставляя обучающие материалы огромному количеству учеников, географически рассеянным по всему земному шару. Это были как общедоступные учебники, так и специальные пособия.

Ограниченные тиражи последних могли включать в себя списки необходимой по профилю литературы и примерные вопросы, которые лично подбирали ведущие обучение по почте инструкторы. Появление в 20-х годах XX века радио способствовало возникновению радиокурсов, состоящих из серии тематических бесед. Иногда их дополняли печатными материалами и даже проводили занятия в аудиториях. А в 50-х годах огромную популярность приобрели телевизионные курсы – с выпуском пособий, проведением аудиторных занятий и периодическим экзаменационным контролем.

Начало «второго поколения» дистанционного образования можно отнести к 1969 году, когда в Великобритании появился Открытый университет, в котором разрабатывалось фантастическое количество первоклассного учебного материала, выпускаемого специально для обучения дистанционно. Отныне к обучению начали подходить комплексно, применяя разнообразные средства, где печатные материалы занимают доминирующее положение. Взаимодействие «университет – студенты» осуществлялось в одностороннем порядке при помощи печатных пособий, обогащенных теле- и радиопередачами.

Позже стали распространяться аудиокассеты. Между наставниками и учениками установилась двухсторонняя связь, которая поддерживалась с помощью переписки, во время очных консультаций и краткосрочных курсов по месту проживания. На подготовительном этапе данная модель отличалась высокой стоимостью, однако затем, при наличии необходимых программ и материалов, каждый новый студент мог обучаться без особых затрат. Взаимодействие ученика и наставника, учеников между собой и разными типами учебных ресурсов приводит к снижению начальных фиксированных расходов.

Появляется «третье поколение» дистанционного образования, в основе которого лежит активное использование информационных и коммуникативных технологий. Двухсторонняя связь осуществляется самыми различными формами (в виде текстов, звука, графики и анимации) в разных режимах. Синхронный включает в себя видео- и аудиографические конференции, асинхронный – электронную почту, интернет и телеконференции. Эти технологии можно применять как дополнение к курсам первого и второго поколения, а также использовать как самостоятельную единицу. 

А дальше... вы знаете, что произошло: дистанционное образование шагнуло за рамки обучения узким специальностям и стало возможным обучаться чему угодно.

P.S. Основано на материалах, собранных во время создания авторского обучающего курса по веб-журналистике.