Финансовый ущерб от репрессий китайского правительства в таких отраслях, как образование и технологии, очевиден: по некоторым оценкам, он составляет более 1 триллиона долларов США рыночной стоимости. Но чего Пекин надеется добиться - это отдельный вопрос.
По мнению Morgan Stanley, ответом может стать общее процветание. Цель, по мнению банка, заключается в борьбе с растущим неравенством доходов и стимулировании потребления, что позволит увеличить экономический рост.
Десятилетия назад, говорит банк, политики в Китае стремились поощрять инвестиции, особенно в промышленность, чтобы создать рабочие места, и компании пошли навстречу. Инвестиции в основной капитал выросли с 24% валового внутреннего продукта в 1990 году до 42% в 2020 году, отмечает аналитик Morgan Stanley Четан Ахия.
Доходы выросли в расчете на душу населения, но эти цифры не учитывают огромного неравенства в доходах. По ее словам, устранение этого неравенства и увеличение доходов домохозяйств как доли ВВП поможет достичь цели правительства по ребалансировке экономики для увеличения потребления.
Отсутствие доступа к здравоохранению, образованию и жилью, которые все еще стимулируют семьи к активному сбережению, стоит на этом пути, поэтому правительство пытается преодолеть эти "три большие горы", сказала Ахия.
Репрессии в сфере образования являются частью этих усилий. Это также связано с более широкой целью - обратить вспять снижение рождаемости путем снижения расходов на воспитание детей.
Обратной стороной всего этого является то, что предоставление домохозяйствам большего куска пирога происходит за счет корпоративных прибылей. Если зарплаты растут, то, следовательно, компании, выплачивающие зарплату, становятся менее прибыльными.
Ахия утверждает, что премия за риск по акциям - дополнительная прибыль, которую инвесторы требуют в качестве компенсации за более высокий риск владения акциями, а не облигациями - будет оставаться относительно высокой.
Такие отрасли, как технологические, которым изначально было позволено расти и увеличивать масштабы за счет инвестиций, могут и дальше подвергаться регуляторным мерам, поскольку их нацеливание может рассматриваться как способ дальнейшего перехода к потреблению домашних хозяйств.
По ее словам, политикам придется тщательно взвесить свое желание перейти к потребительской экономике и опасность того, что регулирование может помешать всеобщему экономическому росту. Инвесторы в акции Китая уже платят цену.
По состоянию на понедельник индекс Shanghai Composite вырос на 0,6% в годовом исчислении, а 12-месячный рост составил 3,4%. S&P 500, между тем, вырос на 18% в этом году и почти на 32% за год.