Найти тему
ЮMoney

Как уберечь себя от недобросовестных заказчиков — инструкция для фрилансера

Оглавление

Вы отправили работу, а заказчик не заплатил и пропал. Вносите правки по шестому разу, а конца им не видно. Заказчик посоветовался с троюродной тетей, и теперь все нужно переделать в рамках уже оговоренной цены.

Неадекватные сроки, неясные ТЗ и задержки оплаты — боль многих фрилансеров. В этой статье мы расскажем, как сберечь нервы и не остаться без денег.

➡️ Сразу обозначьте примерную цену и сроки

Если вы только получили заявку от потенциального заказчика, примерно оцените, сколько времени вам потребуется и за какую сумму денег вы готовы выполнить работу. Когда четкого понимания нет, можете обозначить «вилку» (от А до В, в зависимости от сложности/ количества правок и так далее). На этом этапе заказчик может рассматривать разных кандидатов и лучше действовать оперативно.

➡️ Семь раз спроси — один раз сделай

Прежде чем взять проект и приступить к работе, обсудите с заказчиком детали во всех подробностях. Запросите техническое задание и на его основе сформируйте анкету или бриф. У опытных фрилансеров есть стандартный шаблон брифа, который заполняют заказчики. Туда могут входить следующие вопросы:

  • В каком виде заказчик хочет получить результат?
  • Какие промежуточные этапы нужно представить?
  • Каковы сроки для промежуточных этапов и конечного результата?
  • Какой объем правок/замен/корректировок включен в изначальную стоимость?
  • Кто будет принимать проект и отвечать за выплату вам денег?
  • В какие сроки вам выплатят деньги? Каков размер предоплаты?
  • Каковы ваши зоны ответственности?
  • Кто еще будет работать с вами в команде и каковы зоны ответственности этих людей?
  • Кто может консультировать вас в рамках проекта по продукту, компании, дизайну и так далее?
  • Какие референсы для предстоящей работы нравятся клиенту?
  • По каким критериям работа будет приниматься и оцениваться?

В зависимости от специфики вашей работы список вопросов можно менять и расширять. Бриф можно оформить в виде таблицы для заполнения — как бумажной, так и электронной (например, в Google Docs).

Одного брифа мало. Желательно встретиться с заказчиком лично или хотя бы побеседовать по видеосвязи. Смысл встречи — убедиться: вы и он одинаково понимаете, что должно стать итогом вашей работы. Встречаться нужно с тем, кто примет итоговое решение. Если вы общаетесь с менеджером или секретарем, а проект будет принимать директор, ситуация может выйти из-под контроля на этапе согласования.

Адекватный заказчик понимает, что обилие вопросов — не признак некомпетентности исполнителя, а показатель его ответственности и опыта. Если на встрече возникли подозрения в добросовестности заказчика или вы друг друга недопонимаете, за проект лучше не браться — себе дороже.

  1. Зафиксируйте договоренности письменно
    Итак, у вас есть ТЗ, бриф, встреча прошла отлично и вы решили сотрудничать. Следующий шаг — ДОГОВОР.

☝️Договор нужен, чтобы:

  • вам точно заплатили,
  • все оговоренные условия были соблюдены: в договоре можно прописать сроки исполнения обязательств обеими сторонами, а также такие моменты, как отсутствие правок после утверждения итоговой версии или автоматическая приемка работы в случае смены ответственного за нее сотрудника,
  • на вас не взвалили что-то еще: вы будете делать только то, что прописано в договоре, любые дополнительные обязанности подразумевают заключение нового,
  • у налоговой не было вопросов к вам и заказчику.

Обычно фрилансеры работают по договорам двух типов: подряда (также встречается название «договор выполнения работ») и на оказание услуг. Первый заключается, если оплата происходит за результат вашей работы – например, создание сайта для салона красоты.

Договор оказания услуг заключается, когда важен сам процесс оказания услуги – например, проведение онлайн-лекции от стилистов салона красоты. Механика оплаты для такого договора от первого случая отличается тем, что заказчик обязан оплатить определенные действия, которые совершил исполнитель.

Что должно быть в договоре?

  1. Стороны: кто и для кого работает
  2. Суть работ или услуг, которые оказываются
  3. Сроки исполнения
  4. Стоимость работ
  5. Сроки и порядок оплаты

Без этих пунктов договор не считается заключенным.

Кроме них рекомендуется включить:

  1. Порядок сдачи и приемки работ
  2. Конфиденциальность
  3. Взаимную ответственность сторон
  4. Форс-мажоры
  5. Порядок и условия расторжения договора

Если вы работаете по техническому заданию, его можно оформить в качестве приложения к договору. В техзадании имеет смысл:

  • расписать саму задачу и ожидаемый результат ее выполнения,
  • перечислить технические требования к оказываемой услуге,
  • подробно описать этапы выполнения (можно сделать таблицу с тремя колонками: название этапа, срок завершения с учетом согласования и результат, который должен быть представлен по итогам этапа).

💳 Берите предоплату

Это заповедь всех опытных фрилансеров, особенно при работе с незнакомыми заказчиками. Бесплатные тестовые задания и стопроцентная постоплата — это не только риск потратить свое время и не получить денег, но и шанс попасть на массу дополнительных заданий, без выполнения которых вам не заплатят. Особенно важно брать предоплату, если вы проигнорировали предыдущий пункт и работаете по устной договоренности. Предоплата, зафиксированная в договоре, + сам договор с подписями и печатями сторон — гарантия того, что вы получите свои деньги.

Работайте официально

Сегодня у фрилансеров есть все условия, чтобы работать официально и платить минимум налогов. Самый доступный вариант — стать самозанятым и платить налог на профессиональных доход.

Специально для самозанятых мы создали личный кабинет ЮSelf. Сервис интегрирован с приложением «Мой налог». Можно встать на учет в качестве самозанятого, отправлять клиентам ссылки на оплату и вести финансовый учет своих пополнений и расходов.

Резюме

  1. Доверять заказчику на слово — плохая идея. Даже если вы уверены, что разбираетесь в людях и вас ни разу не обманывали.
  2. Уже на первом этапе обсуждения заказа обозначьте примерную стоимость и сроки.
  3. Прежде чем браться за заказ, попросите клиента заполнить бриф и обсудите с ним проект лично или по видеосвязи. Убедитесь, что вы понимаете задачу одинаково.
  4. Заключайте договор. Отразите в нем все максимально подробно.
  5. Берите предоплату, особенно если работаете с заказчиком впервые.
  6. Если заказов становится больше — не стесняйтесь повышать цены на услуги. Удачи!

Статья была полезна? Подписывайтесь на канал ЮMoney, чтобы первыми узнавать новость сервиса и видеть больше материалов про заработок в интернете.