Найти в Дзене
Кот-ученый

Германские метеостанции в Арктике во время Второй мировой войны. Часть 4

Александр Митрофанов

Продолжение. См. часть 1, 2, 3.

Автоматическая метеостанция WFL 26 Kurt
Автоматическая метеостанция WFL 26 Kurt

Кроме обслуживаемых, метеослужба Кригсмарине использовали автоматические наземные и плавучие метеостанции, в основном устанавливаемых с помощью подводных лодок, а реже с судов погоды (WBS). Всего в 1942-1944 годах в Северной Атлантике, Арктике и на Аландских островах было использовано не менее 13 станций типа WFL (Wetterfunkgerät Land).

Станция была разработана докторами технических наук Эрнстом Плётце (Ernst Ploetze) и Эдвином Штёбе (Edwin Stoebe) и производилась фирмой Сименс. Она состояла из десяти цилиндрических контейнеров высотой 1 метр, 47,5 см диаметром и весом 100 кг. Для передачи данных служила антенна высотой 10 метров. Станция имела датчики температуры, скорости и направления ветра. Питание - никель-кадмиевые батареи, позволявшие работать станции не менее 6 месяцев. Информация передавалась каждые три часа в двухминутной передаче с помощью передатчика Lorenz 150 FK мощностью 150 ватт. Всего было произведено 26 таких станций.

Станции устанавливались на Шпицбергене, Новой Земле, островах Магеройя (Magerøya, северная Норвегия), Ян-Майен, Медвежий, полуострове Лабрадор, Аландских островах.

Автоматические метеостанции WFL Кригсмарине

  • Gustav, WFL 21 установлена 7 сентября 1942 г. на Шпицбергене взамен эвакуированной метеостанции Knospe.
  • Edwin, WFL 22 установлена 2 декабря 1942 г. на острове Медвежий, 18 апреля 1943 г. заменена на станцию Edwin II (WFL 23), доставленную судном погоды WBS 2.
  • Robert, WFL 24 доставлена на остров Медвежий 9 июля 1943г. подводной лодкой U-629 взамен Edwin II.
  • Gerhard, WFL 25 доставлена подводной лодкой U-703 и установлена 22 августа 1943 г. на мысе Пинегина, южном входном мысе в залив Иностранцева, находящемся на западном побережье Северного острова Новой Земли.
  • Kurt, WFL 26 установлена U-537 на полуострове Лабрадор 23 октября 1943 г.
  • Dietrich, WFL 27 установлена U-355 7сентября 1943 г. на острове Медвежьем.
  • Christian, WFL 29 установлена U-713 на острове Медвежий 6 декабря 1943 г.

· Hermann, WFL 34 установлена 17 июня 1944 г. на острове Медвежий лодкой U-737.

  • Edwin III, WFL 33 установлена 30 июня 1944 г. на Шпицбергене.
  • Herbert, WFL 30 должна быть установлена U-867 на Лабрадоре, но лодка была потоплена на переходе.
  • Walter, WFL 31 установлена 25 сентября 1944 г. лодой U-992 на острове Ян-Майен.
  • Erich, WFL 32 планировалось установить на Земле Франца-Иосифа, но из-за сложной ледовой обстановки в этом районе экипаж U-387 установил станцию 15 октября 1944 г. на мысе Медвежий, находящегося севернее входа в залив Иностранцева (Северный остров Новой Земли).
  • Wilhelm, WFL 36 установлен 11 ноября 1944 г.экипажем U-1163 на острове Magerøya (северная Норвегия).
  • Landjäger, WFL 35 установлена 22 ноября 1944 г. на Аландских островах.

Плавучие автоматические метеостанции WFS (Wetterfunkgerät-See) были разработаны фирмой Siemens und Schukert в 1940 г. и начали поступать на флот в 1942 г. Станция представляла собой цилиндр длиной 7 метров, диаметром 0,52 метра и весом 1500 кг. Она могла устанавливаться на якоре при глубине моря до 300 метров (по другим данным - до 1800 м). Метеоданные (температура воздуха и воды, атмосферное давление и относительная влажность) четыре раза в день передавались через радиоантенну высотой 12 м радиопередатчиком Lo150FK41a (3-12 МГц) мощностью 150 ватт. Расчетное время действия станции - 10 недель, после истощения батарей она самоуничтожалась. Всего было установлено 13 WFS.

Цилиндрическая часть станции для транспортировки размещалась в палубном контейнере для запасных торпед, якорь - на верхней палубе, а антенная часть - в носовом торпедном отсеке. Установка WFS могла производиться при волнении моря не более двух баллов, при этом лодка не могла погружаться.

Автоматические плавучие метеостанции WFS Кригсмарине

1. WFS 2 - 29.09.40 - U-103*

2. WFS 33 - 07.01.42 - U-156

3. WFS 22 - 08.01.42 - U-156

4. WFS B - 28.04.42 - U-159

5. WFS A - 29.04.42 - U-159

6. WFS - 24.08.42 - U-516

7. WFS - 30.08.42 - U-516

8. WFS - 31.10.42 - U-519

9. WFS 104 - 08.11.42 - U-519

10. WFS 112 - 29.04.43 - U-531

11. WFS - 26.06.43 - U-194**

12. WFS 106 - 23.07.43 - U-703

13. WFS 107 - 27.07.43 - U-703

14. WFS 133 - 10.09.44 - U-703**

15. WFS - 18.11.44 - U-1165

* - испытание станции

** - лодки потоплены до установки метеостанции

Особый интерес представляет станция WFL 26 Kurt - единственная германская метеостанция, установленная на американском континенте.

18 сентября 1943 года подводная лодка U-537 типа IXC (командир - капитан-лейтенант Peter Schrewe) вышла из Киля с WFL 26 Kurt и двумя метеоролагами на борту и направилась к берегам Лабрадора. При переходе через Атлантику лодка попала в жестокий шторм и получила серьезные повреждения, лишившие ее возможности погружаться. Сорвало с фундамента и смыло за борт счетверенную 20-миллиметровую зенитную установку.

Тем не менее, 22 октября U-537 вошла в бухту Мартин-Бей у северного побережья Лабрадора и стала на якорь. Метеорологи с помощью 10 членов экипажа лодкиприступили к установке метеостанции, на близлежащих холмах выставили часовых. Остальные подводники занялись ремонтом субмарины.

U-537 в бухте Мартин-Бей, Лабрадор
U-537 в бухте Мартин-Бей, Лабрадор

Для маскировки станции на ее контейнерах были нанесены надписи “Canadian Meteor Service”, а вокруг разбросаны пустые пачки из-под американских сигарет. Через 28 часов непрерывного напряженного труда установка станции и ремонт лодки были завершены и U-537 направилась на боевое патрулирование в район Большой Ньюфаундлендской Банки. В базу она вернулась только 8 декабря, после 70 дней, проведенных в море.

По неизвестным причинам радиосвязь с «Куртом» была потеряна уже через месяц. В 1977 году канадский геоморфолог Петер Джонсон, обнаружив WFL 26, посчитал это канадским военным оборудованием и присвоил ей наименование “Martin Bay 7”. В это время бывший инженер фирмы «Сименс» Франц Зелингер во время работы над книгой об истории фирмы, обнаружил документы, касающиеся станции «Курт». Зелингер проинформировал о ее местонахождении Канадский департамент национальной обороны, поисковая группа которого в 1981 году нашла станцию. В настоящее время она демонстрируется в Канадском военном музее в Оттаве.

Сохранилась еще одна автоматическая метеостанция - WFL 33 “Edwin III”, выставленная подводной лодкой U-737 на северном побережье Шпицбергена 1 июля 1944 года. Последние ее метеоданные были получены в мае 1945 года, то-есть станция проработала целых 11 месяцев. Ее обнаружили в 1982 году и сейчас демонстрируют в музее Forsvarsmuseum (Осло).

Свои автоматические метеостанции (тип “Kröte”) имела и Люфтваффе. 13 октября 1942 г. силами метеорологической службы ВВС на острове Междушарский в архипелаге Новая Земля после двух неудачных попыток была установлена такая метеостанция, сконструированная военным инженером Ф. Вольфе (F. Wolfe).

Четыре сброшенных парашютиста, среди которых находился и конструктор станции, собрали ее и запустили. Но “Kröte”удовлетворительно проработала лишь две недели.

Окончание следует.