Найти тему
История. А вы знали?

Первая советская атомная подводная лодка К-3. Триумф и засекреченная трагедия: кто виноват?

Перещеголяли Америку

Мало кто знает, что первая советская атомная подлодка рождалась в атмосфере полной секретности. Поначалу детище В.Н. Перегудова не принимали, однако с 1953-го года поняли, что это – здравая идея. К слову, через год американцы попытались ответить с помощью своего «Наутилуса».

фото взято с яндекс.картинки
фото взято с яндекс.картинки

Конечно же, к-3 не имела с данной лодкой ничего общества. Корпус был целиком и полностью сконструирован советскими специалистами. Решили обратить внимание на «подводный ход» и максимально улучшить этот показатель. В итоге, К-3 существенно превосходила «Наутилус» по быстроходности.

Другими словами, по сравнению с иностранными разработками, отечественные создавали впечатление передового проекта. Это был повод для гордости.

Неожиданные корректировки и триумф

Поначалу хотели сделать пушку, стреляющую на расстоянии 50 км. Но когда узнали, что англоязычные страны уже вовсю используют пушки на 100, призадумались. В итоге, переделали весь корпус субмарины. Горький, Кировский завод – эти и не только другие мощности привлекались для того, чтобы сделать К-3. В итоге, 9 октября 1957-го года лодку спустили на воду. Сборка была идеальной. Все детали проходили длительное тестирование, были использованы только самые лучшие, износостойкие материалы.

Покорители Арктики и просто герои

После того, как американцы 3 августа 1958 пересекли Северный Полюс, СССР оказался вне досягаемости ракет. В 1963 году удалось достичь Полюса. Но это не единственная победа? Но почему же в тот роковой момент к-3 в аварийном состоянии направили на задание? Ведь к тому моменту уже были другие подлодки, исправные.

Командовал походом в Арктику Л.М.Жильцов. Он бесстрашно подошел к макушке земли. Только вот продвинутых карт тогда не было. Поэтому иногда шли «наобум». Толща льда рождала иллюзия. Подводники слышали шум собственных винтов. А потом почувствовали снижение глубины. Жильцов приказал снизить ход. В итоге на торосе водрузили советский флаг.

фото взято с яндекс.картинки
фото взято с яндекс.картинки

После корабль должны были отправить на дежурство. На протяжении 80 дней патрулирования регулярно что-то выходило из строя. Умер один подводник. Экипажу нужно было всплыть и передать тело на советский корабль. Страшная трагедия случилась в Норвежском море. Люди горели заживо. Очевидно, возгорание произошло ввиду неисправной гидравлики.

Почему же подводники просто не повернули назад? Ведь они почти 100 дней сталкивались с поломками! Было очевидно, что благополучно до места своего назначения они не доберутся. Наверное, всему виной правило: «Получил приказ – надо выполнять».

Почти 40 человек из обоих отсеков сразу сгорели. Капитан – лейтенант Анатолий Маляр закрыл собою люк, чтобы огонь не распространялся дальше. В итоге, всплыли, но с большими потерями.

Кому это было выгодно?

Вот уже 30 лет человечество мучает вопрос: «Кто это допустил»? Мало того, до резолюции Медведева никто даже не награждал оставшихся в живых участников экипажа. Изучив личные дела и документацию, ВМФ пришел к выводу, что вины самих подводников в катастрофе нет. Жаль, что справедливости пришлось ждать долгие годы.

фото взято с яндекс.картинки
фото взято с яндекс.картинки

Тем не менее, нет однозначного ответа по поводу того, что кто может быть замечен в этом деле. До сих пор бытует мнение, что систему специально вывели из строя, чтобы погубить не только подводников, но и российское достояние. Вряд ли кто-то из оставшихся в живых представителей верхушки того времени признается в том, что именно по его приказу нажали «красную кнопку».

Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.