Найти тему
Ника Марш

Из белого в чёрное

Мистер Элвелл добивался, чтобы она расстроилась. Но Вайолетт, как назло, хотелось смеяться. Плечи подрагивали от хохота, но со спины могло показаться, что она плачет. Однако ввести мастера в заблуждение не получилось, и тот рассердился. Он сообщил Вайолетт, что больше не намерен с ней сотрудничать. Тогда девушке пришлось убеждать его, что она всё сделает, как нужно. Эта работа должна была получиться. Ведь так красиво: из белого в чёрное.

полотно Ф.У.Элвелла "Свадебный наряд"
полотно Ф.У.Элвелла "Свадебный наряд"

В викторианскую эпоху любили картины-загадки. Чтобы каждый, глядевший на холст, мог дать волю своему воображению. Мифические сюжеты, легендарные, истории о героях Средневековья – всё это вызывало живейший отклик у публики. Фредерик Уильям Элвелл был человеком того же викторианского времени. Он родился в 1870-м году, и его вкусы и взгляды формировались под влиянием прерафаэлитов.

Отец Фредерика был резчиком по дереву, но сумел «выбиться в люди» и стать мэром городка Беверли, в Йоркшире. И хотя детей в семье было шестеро, всех выучили и каждому дали возможность встать на ноги. Фредерик (в семье просто Фред) учился в Школе искусств, потом поехал в Бельгию, а после некоторое время учился и работал в Париже.

В 1894 году, в парижском Салоне, его заметили и отметили. Годом позже пришло признание на родине – полотна Фреда появились в Королевской Академии. Он писал интересно, живо, постоянно ставя эксперименты. Его стиль называли «вечный поиск» - от реалистичных портретов и бытовых зарисовок, а-ля «малые голландцы», до многослойных произведений, где не сразу можно было определить, что и к чему.

полотно Ф.У.Элвелла
полотно Ф.У.Элвелла

Замысел картины «Свадебный наряд» появился у Фреда в начале 1910 года. Он представил себе, как молодая женщина застыла возле распахнутого сундука, в котором хранились её самые большие надежды. Ещё недавно она надевала прекрасное белое платье, чтобы пойти к алтарю. А теперь, с ног до головы в чёрном, склонилась над струящейся тканью. Всё прошло, и она не может вернуть ни единого счастливого мгновения. Но как и почему - вот это зрителю предлагалось придумать самому. Домыслить. Задуматься.

Возможно, то была его затаённая мечта: он встретил и полюбил красавицу Мэри Бишоп Доусон. С 1896 года она была замужем за тяжело больным нефтяным брокером Артуром Холмсом, и больше выполняла при нём роль сиделки, нежели супруги. Мог ли Фред надеяться, что однажды Мэри станет свободной? Вполне. Так что «Свадебный наряд» был изображением его же собственных чаяний.

Элвелл в зрелые годы, автопортрет
Элвелл в зрелые годы, автопортрет

Но юная натурщица, Вайолетт Престиж, оказалась задорной хохотушкой. И хотя Фред ей всё подробно разъяснил, во время сеансов нет-нет да и заливалась смехом. Ей трудно было сохранять строгое выражение на лице. После нескольких набросков мистер Элвелл бросил фразу:

- Просто представьте, что она – это вы!

И всё же замысел пришлось подкорректировать. Лица женщины на полотне Элвелла почти не разобрать. Любая, взглянувшая на фигуру в чёрном, могла легко представить себя на её месте. Впоследствии выяснилось, что это был очень верный ход - зрительницы начинали сопереживать персонажу, словно близкой знакомой! Когда работа была закончена и представлена на суд зрителей, восхищённые отзывы не заставили себя ждать.

В 1913 году любимая Мэри - ожидаемо - овдовела. Супруг оставил ей, как единственной наследнице, огромное состояние. Незамедлительно последовало предложение от Фреда, и меньше, чем через год, состоялось венчание. Случайно или нет, но Мэри Бишоп Доусон проделала тот же путь, что героиня на картине: из белого в чёрное. А потом и обратно.

портрет Мэри, кисти Фредерика
портрет Мэри, кисти Фредерика

Но и Вайолетт вспомнила об этом «Свадебном наряде» очень и очень скоро! Помните, что сказал ей художник: «Просто представьте, что она – это вы!»? Она представила... В 1914 году началась Первая мировая война, и супруг натурщицы вскоре погиб во Франции. Теперь и она могла, в точности, как персонаж на картине, предаваться воспоминаниям...

А Мэри и Фред прожили счастливую жизнь: они были обеспечены и могли заниматься любимым делом. Миссис Элвелл тоже занялась живописью (говорили, что она талантливо изображает интерьеры и пасторали), художник собирал награды. Он стал членом Королевского общества портретистов, а в 1932 году получил заказ на изображение короля Англии, Георга V. Высшее признание для мастера!

Фреда Элвелла не стало в 1958-м, его жены на шесть лет раньше. Следы веселой Вайолетт теряются. По всей видимости, её образ остался только на холсте английского художника.

#наука #семейные отношения #искусство #великобритания #женщины

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!