На днях прочитала исследование, что почти четверть россиян боится потерять работу из-за роботизации профессий. И ко мне тоже часто обращаются с подобным вопросом: как выбрать профессию, чтобы она не оказалась в рядах исчезающих? Давайте разбираться.
В первую очередь изменения коснутся профессий в менеджменте, кадровом делопроизводстве и бухгалтерии. То есть те работы, в которых осуществляется обработка данных согласно определенным формам.
Вторые в очереди — профессии, требующиеся на производстве. Конечно, экспертные позиции искусственный интеллект не заменит. А вот все по типу «конвейеров» — безусловно.
Таким образом, бесследно исчезнут те профессии, в которых осуществляются однотипные действия, поддающиеся алгоритмизации.
Но здесь важно заметить, что исчезновение профессий не происходит в один день. Это длительный процесс. Даже если завтра в центре Москвы появятся летающие такси, останутся регионы, где всё еще будут передвигаться на лошадях.
И даже когда исчезнет профессия «кучер», к тому времени появится другая — оператор летательных аппаратов. Именно поэтому всю большую значимость приобретает опережающее обучение. Не ждать, когда уволят кучера, а получать новую профессию оператора.
Тем не менее, на рынке останутся отрасли, в которых присутствие человека просто необходимо.
Например, медицинская сфера. И хотя прогресс наступает и туда, будут позиции, в которых важны именно человеческие качества. Например, сиделка, которая должна уделять достаточно внимания, теплоты, заботы своему подопечному. К счастью, эти качества пока не могут заменить компьютеры.
Несмотря на то, что процесс обучения стремительно меняется, все-таки профессии учителя робота обучить невозможно. Учитель — это не только пересказ материала. Это контакт с учеником, который требует определенного рода участия. И пусть с развитием информационного пространства обучающийся будет приобретать всё больше самостоятельности в образовательном процессе, позицию наставника, тьютора может занять только человек.
То есть востребованными останутся те специалисты, чья работа требует характеристик, присущих только человеку (эмоциональный интеллект, коммуникабельность, клиентоориентированность). А также персонализированные товары и услуги. То есть то, что сделано «руками» человека по индивидуальному запросу.
И наша задача при выборе профессии в том числе понять, кто мы в этом роботизированном мире будущего: оператор машин, их создатель, программист искусственного интеллекта или тот мастер, что сделает товар по заказу.