Найти в Дзене
Все не по порядку

Предпосылки для запуска речи. Наш чек-лист.

Базовые моменты взяты из видео Юлии Турнас-Витвицкой "Комплексный подход к запуску речи" и видео Юлии Уткиной "Запуск речи. Мега эфир"

1. Коммуникативная функция. На первом месте - желание и стремление ребенка общаться. С этим, я считаю, у нас полный порядок. Всегда с интересом играет, протягивает мне что-то, что его заинтересовало, показывает на улице и т.п. На вопросы отвечает (в меру своих возможностей), просьбы выполняет.

2.Уровень игровой деятельности. Для запуска речи игровая деятельность должна быть хотя бы на уровне предметной. Т.е., ребенок в состоянии использовать предметы по назначению. Машинки - катать, в дудку дудеть, вертушку крутить и т.п. А не просто грызть, стучать и т.д.... Ну с этим тоже все Ок. Может иногда и постучать чем-то и просто колеса у машинки покрутить. Но и по назначению тоже использует.

3.Интеллектуальное развитие. Должно быть на уровне наглядно-образного мышления, т.е. сначала думает - потом делает. Здесь у нас еще затык. Сортеры даются плохо, с классификациями вообще беда. И занимаемся вроде бы, но как-то недостаточно. ( а может еще не готов, сыну сейчас - 1,8 г.)

4. Подражательная деятельность. Ребенок должен стремиться повторять за взрослым. С одной стороны, здесь вроде бы все неплохо. если я что-то делаю, или двоюродный брать - ему обязательно нужно делать тоже самое. НО, вот с произвольным подражанием, т.е. когда я прошу- сделай как я, повтори за мной - пока плохо.

5. Понимание речи и пассивный словарь . Здесь все тоже неплохо. Просьбы выполняет, на картинках в книжках все показывает. считаю, что понимание речи не ситуативное, т.к. используем просьбы в совершенно разных контекстах и он иногда даже удивляет тем, что делает что-то о чем никогда ранее его не просили. Хотя вот прям двухступенчатые просьбы использую не часто. (Типа - пойди на кухню - принеси хлеба и т.п.) Хотя пойди на кухню - выброси мусор, бывает. В общем на данном этапе считаю Понимание речи в норме. Но над пассивным словарем продолжим работать. Особенно глаголы с приставками - налей, вылей, перелей и т.п. Пока что мы на этом не акцентировали.

-2

6.Общая моторика, мелкая моторика, артикуляционный праксис. Что имеем: бегает он уже довольно ловко, через препятствия перешагивает, равновесие удерживает. Щипковый захват тоже в норме, пальчиками берет все аккуратно. Артикуляционные позы не повторяет. То ли не может, то ли не поймет чего от него хотят. По лестнице опять же сам не поднимается. Отклоняется назад, того и гляди упадет. По шведской стенке не лазает (у нас ее нет). и в целом некая неуверенность в движениях и осторожность, как мне кажется, присутствует.Есть над чем работать.

Еще интересно,необходимо показать ребенку, что у него есть разные пальцы. Т.е., упражнения в которых пальчики здороваются, или по очереди загибаются в кулачок. Или когда нажимают на что-либо (например пластилин на картинке) по очереди каждым пальцем.

7. Речевой выдох. Дуть он научился. Дует с удовольствием. Но выдох еще не слишком продолжительный.

8.Слуховое восприятие. Слуховое внимание. Ну поскольку речь он понимает. Думаю здесь все неплохо. Но планирую тщательно проверить и заниматься специальными упражнениями.

9 Речевая среда. Т.е. насколько правильно мы, взрослые общаемся с ребенком. Например, не следует засорять свою речь обилием ненужных слов. Особенно во время занятий. На начальных этапах необходимо использовать только слова без которых нельзя обойтись. Здесь все не очень хорошо. Я могу либо совсем молчать, либо говорить много лишнего. И к сожалению часто использую для одних и тех же действий и предметов разные обозначения. Т.е. не совсем разные, но, например, то слово как оно есть, то уменьшительно-ласкательное (Лошадь - лошадка и тп. )Тоже есть над чем поработать.

Также следует наполнять каждое используемое слово, которое мы хотели бы ввести в лексикон ребенка как можно большим количеством смыслов. Уткина приводит пример с помидором. Нужно подчеркнуть, что он красный, круглый...Сравнить его с чем-то, дать попробовать и т.п Здесь у меня тоже не очень хорошо. Мы просто запоминаем, что помидор есть помидор, а холодильник - холодильник. Нужно приучить себя давать какое-то описание.

10.Когнитивные навыки. Навык идентификации - найди такой же (пока не умеет). Навык классификации (сортировка по различным признакам (то же хромает), Навык абстрагирования , т.е. выстраивание ассоциаций. самое простое день-ночь, зима-лето. даже не занимались еще подобным.И навык прогнозирование. Построение дорожек и визуально-ритмических рядов. Тоже еще не пробовали.

Короче над когнитивными навыками еще работать и работать.

Перечитала статью и складывается ощущение ,что ребенком мы вообще не занимаемся. Хотя мы занимаемся каждый день....