Для изготовления мебели обычно используется дерево разных пород. Но натуральная древесина не отличается долговечностью. На ней рано или поздно появляются следы гниения или жизнедеятельности насекомых. Поэтому древесина обрабатывается противоплесневыми, антибактериальными и противопожарными составами, которые не всегда отличаются экологичностью и безопасностью.
Нашим предкам средство против старения и гниения дерева подсказала сама природа. Они заметили, что обожженная древесина намного дольше сохраняет свои природные качества. В ней под воздействием высоких температур разрушаются гемицеллюлозные соединения, которые образуют при горении легковоспламеняющиеся пиролизные газы. Следовательно, дерево после температурной обработки приобретает устойчивость к возгоранию.
Во внешних слоях древесины при воздействии высокой температуры сужаются каналы волокон, они забиваются смолой и сажей. Благодаря этому деревянные материалы становятся недоступными для бактерий, вредных насекомых, ультрафиолетовых лучей. К тому же обработка дерева огнем подчеркивает его естественную структуру, усиливает контрастность рисунка.
Мебель из обожженного дерева, благодаря оригинальному внешнему виду, привлекает все больше дизайнеров. Еще в 2012 году студент Академии дизайна Эйндховена Маартен Баас продемонстрировал выпускной комиссии дипломную работу, состоящую из нескольких обугленных предметов мебели. Идея вызвала восхищение у Марселя Вандерса, который предложил Баасу сотрудничество с Moooi.
Дизайнер создал для этого бренда коллекцию, которую назвал Where There’s Smoke. Она стала настоящей сенсацией и удостоилась премий Melkweg Award и Rene Smeets Award. Поэтому неудивительно, что у Бааса вскоре появились подражатели. Например, украинский дизайнер Ярослав Галант. Он создал коллекцию жженой мебели под названием Born 2 be Burnt.
С эстетикой обугленного дерева экспериментировал и английский бренд Timothy Oulton. В результате были созданы консоль и обеденный стол Glacier. Их дизайн напоминает своеобразный «ледник», оберегающий поверхность обожженной древесины с белым налетом пепла.
Не осталась в стороне и российская архитектурно-производственная лаборатория Archpole, основанная Анной Сажиновой и Константином Лагутиным. Дизайнеры экспериментируют с огнем, чтобы придать своей мебели оригинальный вид. В их коллекции есть столы и стулья из березовой фанеры с легкой степенью «горелости».
Еще один российский дизайнер Денис Милованов практикует особый подход к высоким температурам и дереву. Он в отличие от других дизайнеров не «сжигает» мебель, а варит в кипящем масле. Эта аутентичная русская техника позволяет окрашивать дерево в глубокие черные и коричневые оттенки, а еще искусственно состаривать внешний вид предмета на несколько десятилетий. Под брендом Denis Milovanov производятся малотиражные интерьерные скульптуры и мебель