Есть компании, которые знает каждый россиянин от Калининграда до Камчатки. Это не всегда монополисты вроде «РЖД» или «национальное достояние» вроде «Газпрома»: люди каждый день ходят в сетевые магазины и банки, а также летают на самолётах. Какие отечественные бренды возглавили рейтинги по стоимости и силе?
Самые дорогие и самые сильные — это как?
Рейтинги самых дорогих и самых сильных брендов России опубликовало международное агентство «Brand Finance». Причём под брендом агентство понимает не компанию, а именно нематериальный актив, связанный с маркетингом, включая имена, термины, знаки, символы, логотипы и дизайн.
Что тогда значит самые дорогие (ценные) и самые сильные бренды? Агентство поясняет:
Под ценностью бренда понимается чистая экономическая выгода, которую владелец бренда получит от лицензирования бренда на открытом рынке. Сила бренда — это эффективность его нематериальных показателей по сравнению с его конкурентами
По методологии «Brand Finance», в основе рейтинга самых дорогих (ценных) брендов лежит количество денег, которое пользователи брендов фактически платят за них в форме соглашений о лицензионных отчислениях.
А в основе рейтинга самых сильных брендов лежит три основных показателя: инвестиции, собственный капитал и производительность.
Российские успехи
Первое, что отмечается в пресс-релизе компании: в отличие от мировых брендов, отечественные, несмотря на пандемию, стали ещё дороже. Это комментирует Ричард Хей, управляющий директор «Brand Finance»:
Пока борьба с экономическим кризисом продолжается, ведущие российские бренды выиграли первую битву. Показывать годовой рост в период коммерческого спада — когда общая стоимость бренда в Европе упала на 10% — нелёгкий подвиг и свидетельство того, как хорошо управляемые бренды могут противостоять самым сложным рыночным условиям
Интересно также и то, что лидер отечественного рейтинга «Сбербанк» вошёл и в топ мирового рейтинга сильных брендов. Там он оказался на третьем месте, уступив лишь китайскому мессенджеру «We chat» и автогиганту «Ferrari».
Примечательно, что данные рейтинги характеризуют именно бренды, но не компании. Ведь если брать рейтинги мировых банков, то, например, в рейтинге крупнейших кредитных учреждений по размеру активов «Сбер» находится лишь на 70-ой строке.