В последнее время часто слышу от тех, кто открыл в себе способности писать и хотел бы завести свой блог, что они опасаются захлебнуться в злых комментариях, бросить это дело, едва начав, и снова забиться в угол. Что потоки негатива в ответ на чьи-то статьи в Сети сейчас льются просто рекой, и особенно это заметно на Дзен.
Что делать, как справляться с этим? – спрашивают они.
Отвечаю: чтобы меньше реагировать на злые выпады комментаторов, нужно понять, что за ними стоит. И поможет нам в этом мудрая наука психология.
Давайте посмотрим, какие основные категории читателей есть на Дзен, и стоит ли всерьёз воспринимать их слова. А кому-то эта статья поможет в плане самодиагностики;)
1. Тролли обыкновенные
Эти ребята просто коротают время или развлекаются таким вот немудрёным способом. Когда внутри полно негатива, он просится наружу. И лучшего способа куда-то его пристроить наши комментаторы не находят. Им вообще всё равно, что там написано, главное – сыграть роль Бабы Яги, которая всегда против, поэтому они сразу дают оценки и переходят на личности. Если удастся зацепить своим комментарием автора статьи, и тот ответит, тролль будет счастлив вдвойне, потому что: а) не останется незамеченным и б) подпитается чужой энергией.
2. Критики немногословные
Эти товарищи не утруждают себя долгими объяснениями, они просто, пробегая мимо, выдадут что-то в стиле «чушь» или «бред» и побегут себе дальше. То есть пометят территорию, как собачка, подняв лапку, и тем самым удовлетворятся. Раньше такие персонажи писали на заборах и стенах подъезда «здесь был Вася» или слово из трёх букв, а теперь в духе времени ставят свой фирменный «автограф» под чужими статьями.
3. Непризнанные гении
О, эти будут писать много, подробно и с видом знатока вопроса. Причём, сам вопрос им почти не важен, главное – толкнуть речь с броневика, чтобы обратить на себя внимание. Самомнение у них с дом, амбиции – тоже, но по факту они ничего из себя не представляют, чувствуют свою ущербность, и это противно ноет изнутри. Не будучи сильно в теме, они стремятся раскритиковать предыдущего оратора - автора материала, чтобы как-то возвыситься над ним, самоутвердиться. Надо ли говорить, что это возвышение происходит лишь в их собственной голове… Как говорится, не останавливайтесь на достигнутом, позорьтесь дальше.
4. Не реализованные и завистливые
Чем-то похожи на предыдущую группу товарищей в полосатых купальниках, но если у тех свербящая боль непризнанности разлита внутри, то у этих проблема локализована, хотя они не всегда умом её сознают. К примеру, хотелось бы человеку тоже вести свой блог, но он не знает, как, или боится, поэтому и кусает тех, у кого получилось.
Или есть у него внутри тяга к определённой профессии, но он запрещает себе думать в эту сторону, потому и раздражается, когда видит, что кто-то в этом состоялся. Это закон: в профессиональном плане мы всегда завидуем и невольно соперничаем с теми, кто забрал «наше» дело себе. Оно ведь наше, и мы априори лучшие в нём.
Такое тщательно скрываемое даже от самих себя соперничество чаще свойственно мужчинам, и особенно их раздражает, когда на «их» тему пишет женщина. Получается, что баба в этом что-то шарит, да ещё осмелилась реализоваться в «его» деле?! Ну нет, вынести это никак нельзя! А женщины больше завидуют и дышат ядом в плоскости личного, когда видят, что кто-то выглядит лучше них или пользуется бОльшим успехом.
5. Конкуренты
Да-да, они тоже почитывают. Кто-то - молча, просто изучая технологии коллеги, а кто-то не гнушается писать пасквили, чтобы как-то его очернить. Не под своим именем, разумеется.
6. Раненые
Это люди, которым слова автора попали в самое больное место. Они тщательно его скрывали даже от самих себя, маскировали веточками, а тут вдруг пришёл какой-то писака и ткнул в него острым пером. И хотя автор статьи знать не знает, что там прячет от себя совершенно незнакомый ему читатель, но враньё себе именно так и вскрывается: мы принимаем чужие слова сугубо на свой счёт и заводимся с полпинка. К примеру, человек давно понимает, что ему нужно заняться спортом или отказаться от сахара, но ему слабО, и он находит для себя кучу оправданий ничего не менять. И вдруг утыкается носом в статью, где расписано, почему это нужно сделать, и показаны успешные примеры других людей. Нда, осознавать, что ты – слабак, больно и неприятно. От этой боли нужно как-то избавиться, поэтому всю агрессию, предназначенную самому себе, он направляет на …. автора статьи. В своих мыслях наш раздухарившийся герой ставит ногу на грудь поверженного врага и может дальше спать в иллюзиях, ничего в своей жизни не меняя…
Иногда агрессия таких комментаторов маскируется под жалость. Автору, проповедующему ЗОЖ, они пишут: ваша жизнь – сплошные ограничения, никакой радости, я вам сочувствую! Вроде бы, наезда нет, но вот это стремление встать сверху и оттуда пожалеть выдаёт их с головой. Пожалели бы лучше себя.
Таких раненых не очень много на развлекательных каналах и полно - на тех, что посвящены саморазвитию. Оно и понятно: работать над собой всегда в разы сложнее, чем плеваться ядом в того, кто посмел нарушить твой покой.
Одна из разновидностей раненых – это обиженные. Они проецируют свои проблемы на других и кидаются с кулаками на всех, кто коснулся больной для них темы. Самый яркий пример нашего времени – постоянные нападки на эйчаров. Если у человека проблемы с поиском работы, то любой HR в Сети будет виноват в том, что ему отказывают.
7. Паразиты
Их цель – самореклама. С личных аккаунтов обычно пишут что-то про себя, любимых, и снабжают это фотками, чтобы показать себя во всей красе. Кто-то вообще не заморачивается - прямо под чужой статьёй предлагает свои услуги. Но самая активная группа - владельцы каналов. Их комментарии чаще бывают вообще ни о чём, просто набор слов, но зато капслоком будет выделено название их блога – «ВЫВЕЛА ТАРАКАНОВ ЗА 3 ДНЯ! ЖМИ». У них нет столько подписчиков, как у автора канала, а раскрутиться хочется, поэтому они тоже метят чужую территорию в надежде переманить к себе часть аудитории. Наивные! Они не понимают, что тем самым: а) делают себе только хуже, так как жалкие потуги продвинуться за чужой счёт показывают их слабую востребованность; б) ухудшают себе карму, потому что паразитировать на чужом – не есть хорошо.
8. Капризные инфанты
Им может быть по паспорту 30, 40 или 60 лет, но они навеки застыли в детской эгоцентрической позиции, что мир им должен. Поэтому им всегда мало, они постоянно что-то требуют и недовольно топают ножкой. Вот и автору статьи они выскажут своё фи – мол, мог бы писать короче, понятнее или так, как им приятнее было бы читать.
9. Корректные
Даже если эти читатели не согласны мнением автора, они выскажутся по существу вопроса и будут вести дискуссию как взрослые воспитанные люди, а не дикари с острова Тумба-Юмба. Давать оценку другим без их запроса, переходить на личности и устраивать в Сети базар – не их амплуа. Они в ладу с собой, доброжелательны по отношению к другим и уважают чужие личные границы, поэтому из них ничего не фонит и не вываливается. А ещё они заботятся о своём добром имени, помня, что
То, что мы говорим о других, никак не характеризует их, зато отлично характеризует нас.
10. Заинтересованные
Эти читатели чаще всего вообще не комментируют статьи, а лишь ставят лайки. Реже задают вопросы или пишут благодарность автору. Они пришли на Дзен не себя показать, а узнать что-то интересное или полезное. Если материал не оправдал их ожиданий, они просто пройдут мимо, без комментариев. Действительно, зачем тратить время и силы, не проще ли найти более подходящую статью? А если публикация или канал точно попали в их интересы, и им близка позиция автора, они станут подписчиками.
Вот такие у нас основные группы читателей. Как мы видим, душевно благополучных среди них, увы, меньшинство. И поскольку они ведут себя гораздо скромнее, чем все остальные категории, не орут на всю Ивановскую, у начинающего автора может сложиться впечатление, что раз его раскритиковали в пух и прах, значит, он действительно не ахти. Хотя проблема не в нём, как мы увидели выше, а в самих комментаторах.
Лучший способ нейтрализовать доморощенных критиков – лишить их пищи, то есть полностью игнорировать их выпады. Спорить и что-то объяснять им бесполезно – они всё равно не услышат.
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru