Готика (XIII – XV века)
К середине XIII в. В Северной Франции появился готический стиль архитектуры. Вообще, слово “готика” (“gotico” – непривычный, варварский с итальянского) изначально означало насмешливое название архитектурного стиля, возникшего к северу от Альп. Готика использовалась не только в соборах и храмах. Она применялась во вполне светских зданиях: ратушах, арсеналах и цехах. Главными особенностями готического направления являются легкость и высота здания. Тонкие стены, ажурное исполнение и множество мелких деталей сразу бросаются в глаза при осмотре готического сооружения. Этого удалось добиться благодаря сложной системе контрфорсов и аркбутанов – полуарок, передающих усилие от сводов к опоре. Она создавала каркас, принимающий часть нагрузки со стен, что лишало их роли несущего элемента.
Такой сложный подход позволил сделать стены тоньше, что привело к возможности постройки более высоких зданий и установки множества окон. Стенная живопись уступила место красочным витражам. Распространение получили стрельчатые арки, заимствованные у мусульманской архитектуры.
Помимо всего прочего именно этот архитектурный стиль стал активно использовать образ гаргулий (от французского “gargouille”) – драконоподобных змей, по легендам, переворачивающих лодки рыбаков. Является изображением пороков и зла.
Ренессанс (XV – XVI века)
К XIV в. в богатых итальянских городах начала развитие новая культурная теория. В её основе лежал гуманизм – философское течение, в центре которого находилась ценность человеческой жизни. Таким образом, началась новая эпоха в истории человечества – Ренессанс или же Возрождение. Ренессанс отличался подчеркнутой простотой и строгостью. Вновь стал использоваться ордер с изначальными пропорциями, в которых мерой всего являлся человек, что отвечало тенденциям гуманизма.
В качестве декора применялись античные мотивы: листва, морские раковины, завитки. Большую роль начала играть симметрия, господствующая в рельефных фасадах зданий. Витражи стали отходить на второй план.
Прекращается злоупотребление цветными материалами. Их чрезмерное использование, по мнению Филиппо Брунеллески (итальянский архитектор, 1377 - 1446), мешает восприятию архитектурных элементов. Ставит их на второй план. Тем не менее, венецианцы, например, долго не могли отказаться от декора разноцветным мрамором из-за связей с Востоком.
Крайне популярным декором стали лепные украшения. Их изготовление отливкой в формах позволяет штамповать античные мотивы в больших количествах при небольших затратах.
Барокко (XVII – XVIII века)
Появление барокко зачатую связывают с открытием Нового Света, потребовавшего постройки большого количества зданий. В отличие от классических стилей, которые следовали строгим нормам и пропорциям, барокко их практически игнорировало. В нем смешивались элементы архитектуры и декора разных народов. На контрасте с Ренессансом при рассмотрении барокко в глаза бросается сложность форм, богатство и общая причудливость зданий. Большое количество раскреповок – зрительных или конструктивных усилений элементов здания, создает эффект большей объемности. Иллюзия глубины усиливалась сложными композициями из скульптур и фонтанов.
Используемые колонны практически всегда нарушают классические пропорции и форму. Чаще всего они утоплены на четверть в стену. Пышный декор дополняется яркой многоцветной палитрой цветов и перспективными плафонами – иллюзорными композициями, украшающими потолок здания.
Рококо (XVIII век)
В начале XVIII века французы выработали свой стиль, во многом базирующийся на барокко – рококо (“rocaille” – ракушка с французского). Во многом рококо наследовал традицию изощренности форм, однако подразумевал под собой повышение комфорта для проживающего человека. Это направление в основном использовалось при постройке небольших жилых зданий. Примечателен частым использованием исключительно пилястр, морской тематикой в орнаментах и пастельной гаммой декора.
Классицизм (XVII – XIX века)
Рациональный классицизм можно считать некой реакцией на хаос Барокко. Ещё один поворот назад, в античность, полностью соответствовал популярной идее веры в разум и противостояния человека с природой. Классицизм символизировал порядок и гармонию, воплощал в камне мощь государства (за это его и любил, например, Наполеон). Заметной деталью классицизма является обрамление углов здания рельефной кладкой. Также нетрудно заметить высокие окна, идущие от пола.
Нередко использовались сдвоенные колонны (близко расположенные друг у другу) и пилястровый ордер, подчеркивающий фасад здания. Если же взглянуть на окружение здания, то оно зачастую будет являться “английским” парком. Его извилистые дорожки и отсутствие излишней искусственности подчеркивают ценность искусства, неотличимого от природы.
Эклектика (конец XIX века)
Эклектика основывается на мотивах более ранних стилей: классическом, романском, готическом и т.д. Его появление обусловлено увлечением стариной в середине XIX века. Эклектика включает в себя: неогрек, неоренессанс, необарокко, неороманику, неовизантийский и неомавританский стили. Эклектику можно отличить по штукатурной декорации вместо каменной и современному фасаду, на который наложены исторические элементы.
Здания в этом стиле сочетали в себе множество архитектурных направлений прошлого. Собственно, по этому смешению и можно опознать эклектику.
Модернизм (XX век)
На смену главенствующей в Европе Эклектике в XX веке пришел модернизм. Он появился в результате множественных экспериментов архитекторов, которые пытались обновить художественный язык и отказаться от имитации предыдущих стилей. Основная цель нового стиля – сочетание художественных и утилитарных функций здания. Модернизм можно разделить на два течения: романтический и рационалистический.
Первым был сформирован романтический модернизм. Его особенностью является отказ от прямых линий и углов, замена их более естественными и плавными формами. Отличительные черты: общая асимметрия, текучие формы, орнаменты, не повторяющие другие архитектурные стили, растительные мотивы.
Чуть позже появился рационалистический тип модернизма. Облик здания стал лаконичнее. Причудливые и необычные формы были заменены единообразным, сдержанным декором. Нашли свое обширное применение такие материалы, как бетон и стекло. В рационалистическом модернизме стал заметен выявленный конструктивный каркас, сразу бросающийся в глаза.
Заключение
Города состоят из великого множества разнообразных зданий. Их внешнее различие может быть продиктовано назначением и местом постройки, бюджетом строительства и авторским виденьем архитектора. Но важнейшим фактором, формирующим облик любого дома, является архитектурный стиль. Умение его определять существенно изменяет восприятие здания человеком. Позволяет лучше понять, что оно из себя представляет. Надеюсь, перечисленные выше ориентиры помогут вам взглянуть на архитектуру по-новому и сделать ваши обыденные прогулки по городу более интересными.
Автор - Матвей Мельников
Alma mater: Масонская Ложа K&A