Альберт Наильевич Амерханов — директор специального дома-интерната Челябинска. Это необычное учреждение, где живут ранее судимые, находящиеся под надзором за совершение тяжких преступлений, лица без определенного места жительства и те, кто переведен из других домов за асоциальное поведение. Непростой контингент. Всего под опекой Амерханова 203 человека.
Сам Альберт Наильевич — подтянутый седоватый мужчина спортивного вида. Военная выправка видна за версту, энергичный, надежный, дисциплинированный. Такой от слова не отступится, но давать пустых обещаний не станет. Должно быть, поэтому вначале попытался отклонить предложение побеседовать. И согласился только после того, как узнал, что тема — жизнь его подопечных.
Вот что он рассказал о себе:
«Не мог я сидеть на пенсии после работы в правоприменительной практике, окончил Университет по специальности «Антикризисное управление». И сразу согласился, когда предложили возглавить муниципальное учреждение «Центр социально-трудовой реабилитации» в Челябинске. Восстанавливал документы, помогал с жилплощадью. Позже перешел в государственное учреждение — специальный интернат.
Применяю ли я какие-то строгие меры? Боже упаси. Это очень сильные с психологической точки зрения люди, они не боятся никаких запретов, ограничений, жестких мер. Они все это «зеркалят», отражают. Так что жесткие методы на них не действуют, только психологическое убеждение, разъяснение… Ну и применение полномочий правоохранительных органов, если преступления совершаются. Неотвратимость наказания должна быть обязательно.
Однажды один из наших проживающих устроил драку, ударил другого человека. Вызвали полицию, собрали материалы, направили дело в суд. Все закончилось наказанием в виде штрафа. Этот случай еще долго для всех остальных служил уроком: нельзя нарушать закон.
Мы, кстати, предоставили потерпевшему юридическую помощь, и ходатайствовали, чтобы нарушителю, как инвалиду, не давали наказания в виде лишения свободы. Наши подопечные 75% пенсии платят государству, а на оставшиеся 25% могут совершать покупки, ездить в отпуск, домой. Штраф был выплачен из этой суммы.
Когда после указа Президента стали больше платить младшему персоналу в социальной сфере, многие из медицины перешли к нам. В 2018 году у нас стали платить санитарке около 30 тысяч рублей, а до этого они получали 13-15 тысяч рублей. В первое время младший персонал шел к нам потоком. Некоторые думали: большие деньги «ни за что», подумаешь, пол помыл, подгузник поменял… Но они быстро отсеивались.
Случайных здесь не осталось. Деньги для тех, кто здесь трудится, — точно не главный мотиватор. Реальные мотивы другие: востребованность, возможность помогать другим. Остаются те, кому нужно ощущение значимости: они горды тем, что оказывают поддержку ближнему. Либо те, у кого родственники в аналогичной ситуации. Они проецируют заботу о родных на других людей. Есть и те, кто верит в важность такой работы».
С осени 2020 года Челябинская область работает по проекту долговременного ухода (СДУ), которую в России помогает создавать фонд "Старость в радость".
По словам Альберта Амерханова, с началом запуска пилота СДУ в его интернате улучшилась и психологическая обстановка, и качество ухода:
«Провели мероприятия по зонированию, чтобы помочь тем из наших людей, которые хотели бы жить отдельно. Гардины повесили, для уюта в комнатах шторы закупили. Приобрели приборы для людей с ампутированными кистями. Теперь они пользуются и ложками, и вилками – им стало гораздо комфортней.
Реализуем систему долговременного ухода по методикам фонда «Старость в радость»: обучили культорга, специалиста по социальной работе, средний и старший медицинский персонал. Правильно в фонде говорят: сначала поставь себя на место человека, которому нужна помощь, и с этой точки зрения действуй. Теперь наши сотрудники знают, каково быть на месте проживающих в доме-интернате. Важно, что идеология у нас меняется».