Сложная очень тема.
Потому что, поставить диагноз по бумажке (по его описанию) - НЕВОЗМОЖНО.
С другой стороны, правильный диагноз = правильная коррекция и максимальный результат.
НО найти грамотного специалиста, который сможет поставить ПРАВИЛЬНЫЙ диагноз.... очень и очень сложно.
Большинство ставят какое-нибудь ЗРР (что по сути диагнозом не является) и советуют ждать до трех лет. А ждать-то и нельзя...
Приведенные ниже описания взяты из лекций тех же авторов, что я указывала в предыдущей статье.
Дизартрия - нарушение нервно-мышечной передачи . Нарушение движений артикуляционного аппарата (не только). Она ярче всего как я понимаю видна у ребенка говорящего, так называемая "каша во рту". Как правило у такого ребенка нарушено дыхание (говорит в нос, не может держать длительный выдох), неловкие движения ( слегка нарушена общая моторика) и очень сильно страдает мелкая моторика. Нарушение тонуса лицевых мышц (гипер или гипотонус). Дизартрия корректируется годами. Лынская говорит, что дизартрия - это всегда ДЦП, пусть без формального диагноза и не всем очевидное.
Далее диспраксия. Нарушение праксиса. Есть сложности с координацией,выполнением последовательности действий. Каждый раз думает как взять ложку/вилку, , часто падает, спотыкается на ровном месте. Но паралича какого-либо (как при дизартрии) нет. Опять же выявить ее у маленького неговорящего ребенка очень сложно. Вряд ли можно справиться самостоятельно. У говорящего ребенка обращают внимание на нарушение слоговой структуры слова. Когда ребенок говорит только первыми слогами, путает их. Ему сложно переключаться между слогами и т.п. Сложно повторить серию движений, пользоваться пальчиками. Сложно выговорить длинное слово, в котором много разных слогов.
Алалия (моторная, сенсорная, сенсо-моторная)
Моторная алалия - ошибки грамматического строя речи. Ребенок с моторной алалией не усваивают структуру языка (говорит "как иностранец"). Но ребенок Говорит!!!!Также такой диагноз не ставится неговорящему ребенку. Как указывает Юлия Турнас-Витвицкая, как отличить от диспраксии. Ребенку с моторной алалией несложно выговорить сложное слово (например макака) трижды переключить артикуляционную позу. Но при этом падежные окончания в речи страдают, т.е. именно грамматика усваивается сложно.
Т.е. при дизартрии и диспраксии ребенок не может выговорить слово. При этом имеет и иные нарушения крупной и мелкой моторики. И разделить эти два диагноза у безречевого ребенка очень сложно. Нужен прям грамотный специалист, который бы исключил паралич (дизартрию). Турнас-Вивтвицкая приводит один способ. артикуляционная гимнастика - при дизартрии сложно выполнить даже одну позу. Многие дети не могут например удерживать высунутый язык или держать язык лопаточкой. При диспраксии - одна поза дается легко, переключение между ними сложно...
Для маленького ребенка, который, как мой, вообще артикуляционную гимнастику не хочет делать - сложно применить...
При моторной алалии - ребенок не может правильно построить предложение, просклонять слова и т.п.
Далее диагнозы, связанные с пониманием речи.
Сенсорная алалия - ребенок не понимает речь. Не соотносит звуковую конструкцию с конкретным предметом, не выстраивает обобщений.При сенсорной алалии наблюдается много эхолалий в речи. (При этом они выговариваются четко и понятно, но не к месту)
Слухо-речевая агнозия. Ребенок не понимает речь вследствие того ,что он ее некорректно слышит. Неправильно слышит звуки.
Вот пожалуй и все. За исключением различных нарушений психической сферы.
По мере того, как буду где-то находить более полезную информацию, буду редактировать эту статью.