Найти тему
С Богом по жизни

РАБСТВО ИЗРАИЛЬТЯН В ЕГИПТЕ

(1706-1491 гг. до н.э.; Исход 1-14)

I. ЕГИПЕТ В ПЕРИОД ПОРАБОЩЕНИЯ ЕВРЕЕВ

Историю древнего Египта иногда разделяют на три периода:

1. Древнее Царство. С древнейших времен до 2100 г. до н.э.

2. Среднее Царство, или империя гиксосов, 2100-1650 гг. до н.э.

3. Новое Царство. 1650-525 гг. до н.э. От изгнания гиксосов до поглощения Египта Персидской империей.

В первый период Мин объединил племена нижнего Египта и основал старейшую столицу, Мемфис, а также первую из тридцати одной династий, которые правили Египтом в разные времена. Спустя века представители Четвертой династии построили великие пирамиды. Во время правления Двенадцатой династии столица была перенесена в город Фивы в верхнем Египте. С этого начинается великолепнейший расцвет Древнего Царства.

Гиксосы, или пастушьи цари Среднего Царства, были воинственными семитскими племенами, вторгшимися из Азии. Они были примитивными варварами, хотя и умелыми организаторами, и во время их правления египетская цивилизация пришла в упадок.

С приходом к власти Яхмоса, изгнавшего гиксосов и основавшего знаменитую Восемнадцатую династию, к которой относился и Тутмос III, египетский Александр Македонский, начинается период Нового Царства. Время правления Восемнадцатой и Девятнадцатой династий можно назвать самым значительным периодом в истории Египта.

Весьма вероятно, что переселение евреев из Халдеи произошло в начале, а переселение в Египет - в конце периода Среднего Царства. Этим объясняется то уважение, с которым фараоны отнеслись к Аврааму, Иосифу и Иакову. Сами будучи семитами, фараоны не разделяли ненависти коренных египтян к иноземцам.

II. УГНЕТЕНИЕ

Книга Бытие завершается описанием евреев, живущих в полном мире и согласии с египтянами. Книга Исход открывается описанием порабощенного народа. Земля египетская превратилась в “дом рабства”. О том, что происходило в столетия, пришедшиеся между этими двумя моментами, священная история умалчивает. [Вопрос продолжительности пребывания евреев в Египте окончательно еще не решен. В еврейской Библии указывается четыреста (более точно - четыреста тридцать) лет, ср: Быт. 15:13; Исх. 12:40, 44; Деян. 7:6. Септуагинта в Исх. 12:40, 41 (Павел это повторяет в Гал. 3:17) в эти четыреста тридцать лет включает кочевание патриархов по Ханаану]. Династии могут сменять одна другую, где-то могут идти войны или строительство великолепных храмов, руины которых и по сей день приводят мир в трепет, но мирской славе нет места в божественном Писании. Только когда настанет час продолжить историю развития обетованного искупления, Писание возобновится.

Наконец, “восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа” (Исх. 1:8). Даже величайшие благодеяния скоро забываются. Фемистокл подвергся остракизму и был изгнан всего через четырнадцать лет после великолепной победы афинян над персами при острове Саламин. Через семнадцать лет после Ватерлоо, толпа в Лондоне напала на герцога Веллингтона. Удивительно ли, что за века, пролетевшие со времени выдающейся службы еврея Иосифа, все было позабыто. Упоминание о “новом царе”, возможно, указывает на победоносное восстание, когда семиты гиксосы были изгнаны из Египта, и собственные правители вернулись к власти. Предполагается, что в период рабства и исхода евреев из Египта страной правили фараоны Сети I, Рамзес II и Меренптах, принадлежавшие к Девятнадцатой династии. Сети, обеспокоенный быстрым ростом численности еврейского населения, и помня вторжение и узурпацию власти гиксосами, решил сломить дух евреев. Он велел изнурять их тяжкими работами, отправив трудиться “над глиною и кирпичами”. Но численность их продолжала расти. В конце концов, он приказал бросать в Нил каждого новорожденного мальчика. И тут пришел избавитель.

III. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ И ЕГО МИССИЯ

Патриот, поэт, освободитель, создатель законов, историк и просто человек, Моисей по праву считается величайшей личностью в истории. Великие свершения фараонов из Восемнадцатой и Девятнадцатой династий выбиты в граните. Их имена, однако, теперь так же расплывчаты, как и фотографии их недавно найденных мумий. Моисей же оставил свой неизгладимый след в народе и в религии. Сейчас, по прошествии тридцати трех веков его имя стало еще более величественным, чем оно было, когда он вынудил гордого фараона отпустить народ Божий. Жизнь его делится на три равных периода: сорок лет в Египте, сорок лет изгнания в земле Мадиамской, сорок лет служения в качестве избавителя, вождя и организатора Израиля. История последних сорока лет его жизни - это история его народа, и в основном она относится к следующему историческому периоду.

1. Сорок лет в Египте.

а) Рождение и образование. Моисей родился в семье богобоязненных родителей, Амрама и Иохаведы из племени Левиина. Их старшие дети, Мариамь и Аарон, похоже, родились, еще до чудовищного указа фараона Сети. Не случилось этого и с их третьим ребенком. Его рождение скрывали от властей в течение трех месяцев. Когда делать это стало уже невозможно, прелестного малыша положили в тростниковую корзинку и оставили на берегу Нила. Там его находит и усыновляет дочь фараона, дав ему имя Моисей. Мариамь, которая следила за хрупким суденышком и его драгоценным грузом, предлагает сходить за кормилицей и приводит свою мать. Так, по провидению Божию, будущий друг, освободитель и предводитель великого народа воспитывается в высочайшей интеллектуальной культуре своего времени (Деян. 7:22), а благодаря своей матери- еврейке - в величайшей духовной вере в мире.

б) Выбор Моисея. Моисей мужает. Его еврейское происхождение по-прежнему никому не известно. Увидев однажды, как египетский надзиратель бьет еврея, Моисей убивает его и прячет тело в песке. Несомненно, в жилах Моисея течет горячая кровь, вскипающая при виде несправедливости. Но это не было опрометчивым поступком под влиянием момента. Из Евр. 11:24-26 и Деян. 7:23-25 становится ясно, что: (1) он преднамеренно и добровольно отрекся ото всего, что могла дать в Египте принадлежность к царскому дому, чтобы разделить участь своего порабощенного народа; (2) он надеялся поднять Израиль на борьбу за свободу. Но их время еще не наступило, и ни Моисей, ни его народ еще не были к этому готовы. Оковы должны стать еще тяжелее, а сам Моисей для выполнения своей великой миссии должен научиться терпению. Египет был хорошей школой в области изящных искусств и наук. На коленях своей матери он усвоил начальные уроки религии. Но он должен был еще немало времени провести наедине с Богом, чтобы подготовиться к выполнению своей грандиозной миссии. В пустыне Мадиамской, в уединенности Синая, с Богом в качестве учителя он найдет свой университет и получит свой диплом.

2. Сорок лет в пустыне Мадиамской.

Моисей бежит в землю Мадиамскую, что к востоку от Красного моря. Однажды, сидя на камне у колодца, он увидел семь дочерей Иофора, священника мадиамского, пришедших напоить своих овец. Какие-то неучтивые пастухи-бедуины отогнали их овец. Рыцарский по отношению к своим угнетенным братьям дух Моисея не допустил несправедливости и по отношению к обиженным девушкам. Помощь, вовремя оказанная этим беглым “египтянином” позволила завязать знакомство, и вскоре он женится на Сепфоре, одной из дочерей Иофора. В течение сорока лет он посвящает себя тихому призванию пастуха в земле Мадиамской. Там он знакомится с суровой страной, через которую ему предстоит вести свой народ к земле обетованной. Наконец, Бог является ему в горящем кусте. Назвав себя “Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”, Он обновляет Завет, который играл такую значительную роль в течение всего патриархального периода, и поручает Моисею избавить народ Израилев от рабства. Моисей, который за это время потерял уверенность в себе и разучился красиво говорить, устрашается задания, согласно которому он должен предстать в судах и перед царями. Но получив от Бога умение творить сверхъестественные знамения, а также заверения, что Аарон будет говорить за него, Моисей возвращается в Египет.

IV. ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Далее следует одно из самых знаменательных противостояний в истории. Покидая землю Мадиамскую, Моисей встречается с Аароном. Вместе они приходят к старейшинам своего народа, знакомят их со своей миссией и подтверждают ее указанными знамениями. Угнетенный народ принимает их миссию, и, исполненный благоговения, преклоняется перед Богом своих отцов, заключившим с ними завет. Встреча с фараоном, однако, прошла не так успешно. Во имя Господа они просят отпустить народ Израилев совершить трехдневное путешествие в пустыню, чтобы принести жертву Яхве. Если бы фараон удовлетворил эту скромную просьбу с самого начала, то хорошо было бы и ему и его народу. Однако, первая реакция была такова: заковать народ в цепи и заставить еще больше работать. Столкнувшись с упрямым отказом фараона пойти навстречу израильтянам и с горькими упреками своих изнемогающих от тяжкого труда братьев, Моисей выходит из терпения. Удар за ударом, следует десять “казней”: вода превращается в кровь, жабы, мошки, песьи мухи, падёж скота, воспаление с нарывами, град, саранча, тьма, смерть первенцев.

1. Характер противостояния. Это была не просто борьба между порабощенным народом и его угнетателями, не было это и состязанием между Моисеем и фараоном. Это был спор между Господом и египетскими богами. Почти все “казни” были естественными напастями, от которых обычно страдал Египет. Тем не менее, некоторые обстоятельства указывали на то, что они обладали сверхъестественной природой: это их интенсивность, их быстрое следование друг за другом, они наступали и исчезали по слову Моисея, Израиль, за исключением первых трех, не был поражен ими; наконец, почти каждая из казней наносила удар по какой-либо из форм египетского идолопоклонства.

2. Необходимость в противостоянии. Помните, что только один народ на земле поклонялся единому духовному Богу, и этому народу угрожала опасность потерять как веру, так и национальную принадлежность. Численность, богатство, культура, власть - сто к одному - все было против них. Нужен был урок, который запомнился бы навсегда. И он запомнился! Идолы Египта истлели и превратились в пыль или украшают музеи на потребу любителей древностей, а Богу Израиля поклоняется весь цивилизованный мир. Знамения и чудеса в Египте заняли значительное место в еврейской литературе. Они настолько прочно вошли в национальное сознание, что весьма эффективно привязали народ израильский к вере их предков среди соблазнов всеохватывающего политеизма.

3. Завершение противостояния. Последний удар нанесен. Ангел смерти стучится в каждую дверь в Египте, от дворца до лачуги: первенцы лежат бездыханными. Но скромные дома евреев не тронуты. Богопослушные, они установили Пасху. Закололи ягненка, его кровью окропили дверные косяки в знак веры еврейского народа. Загадочный посланец не причиняет вреда тем домам, в которых отмечают праздник Пасхи. Великий плач поднимается над Египтом. Оковы падают, и путь к свободе Израиля открыт. В последний раз ожесточился фараон: он пускается в погоню. Израиль оказывается зажатым между рядами гор, а впереди - Красное море. Но море расступается, Израиль проходит по дну его и спасается. Египтяне преследуют, - и морские волны накрывают их.

V. ЗНАЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ЕГИПТЕ

Как бы тяжел ни был период египетского рабства, он принес важные результаты.

1. Израиль сформировался в нацию. Евреи вошли в Египет кучкой из двенадцати кочевых семейных кланов. Иаков и его прямые потомки составляли семьдесят человек. Вместе со слугами весь род насчитывал две-три тысячи. Останься они в земле Ханаанской, они почти наверняка распались бы на десяток маленьких кочевых племен. Проживание в густонаселенном районе и тяжелый гнет сформировали их в народ.

2. Они стали цивилизованными. Они покинули землю Ханаанскую кочевниками. Мы уже видели, на каком уровне цивилизации они находились. Но в Египте они не могли долго оставаться простыми пастухами. Египет является и всегда был сельскохозяйственным государством. Кроме того, на протяжении тысячелетия до описываемых событий Египет был впереди всех в мире по уровню образованности и материальной цивилизации. Евреи были слишком одаренным народом, чтобы не воспользоваться длительным пребыванием в такой школе. Моисей в особенности “был научен всей мудрости Египетской” (Деян. 7:22). Но тот факт, что у него были образованные подчиненные, становится очевидным из описания сооружения скинии (Исх. 25-40).

3. Последние события утвердили в них их веру. Если бы они навсегда остались в Египте, они, наверняка, в конце концов потеряли бы свою веру и чувство национального самосознания. Но Египет стал своеобразной доской, на которой Господь начертал уроки, которые народ израильский никогда не забывал. Несмотря на время от времени возрождавшееся идолопоклонство, они сохранили верность своей национальной вере. А сейчас они должны вернуться в Ханаан, чтобы завоевать его и получить во владение ту землю, где Авраам, Исаак и Иаков кочевали на протяжении двух столетий. Но не сразу. Им понадобилось бы несколько дней, чтобы добраться до Ханаана. Прежде пройдет сорок лет, в течение которых их надо будет организовать и вышколить. И лишь тогда они будут готовы владеть землей обетованной.