Найти тему
С Богом по жизни

ПАСХА НАША, ХРИСТОС

Наше общество неоднородно по национальному составу. Поэтому лишь некоторые национальные праздники, отмечаемые в стране, имеют для всех одинаковый смысл и значимость. Многие ли из нас будут праздновать “Сабантуй” в этом году? Вы, наверное, никогда бы и не узнали об этом празднике, если бы не побывали в июне в Татарстане. Даже Пасха и Рождество отмечаются всеми по-разному. Как, например, Рождество отмечает атеист?

Изучая Книгу чисел, мы как бы присутствуем при рождении израильской нации. Бог Яхве избрал их Своим народом, и они согласились следовать за Ним как за своим Богом. В завете, который Бог заключил с Израилем, есть указания о праздниках и времени их соблюдения всем обществом. Всем этим праздникам Бог сообщает позитивный и приподнятый дух. Даже в День очищения мы видим празднование прощения Богом грехов народа.

Центральной темой этого урока является празднование Пасхи, учредить которую было велено Моисею. Пасха, или праздник опресноков, отмечалась в память о ночи накануне освобождения Израиля из египетского рабства (Исх. 12). Однако израильтяне тогда проделали трудный марш-бросок к Синаю, и им было не до празднования этого события.

Мы рассмотрим составляющие это празднования в свете его значимости для Господней церкви. В 1 Кор. 5:8 Павел наставлял коринфских братьев: “Поэтому станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины”. Причина такого наставления вытекает из предыдущего стиха: “Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5:7). Наше родство с Богом позволяет нам разделять с ветхозаветными израильтянами пасхальное наследие. Своё внимание мы направим не столько на элементы Господней вечери, которую мы вкушаем в день Господень, сколько на Самого Христа как нашу Пасху. Поэтому нам нужно оглянуться назад и посмотреть, что составляло ту первую Пасху и как иудеи с тех самых пор совершают её.

ПАСХА ДЛЯ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ

Пасха подробно описывается в четырёх ветхозаветных отрывках. В Исх. 12:1-13, 21-27, 42-51 израильтянам детально и конкретно объясняется установление Пасхи. В Лев. 23:5-8 для священников перечисляются законы, касающиеся этого праздника. В Чис. 9:1-5 Моисей впервые предоставляет возможность отметить его. Во Втор. 16:1-8 Моисей людям, готовящимся вступить в землю обетованную, повторяет, что праздновалось на протяжении этих сорока лет скитаний по пустыне.

Для празднования первой Пасхи были даны десять конкретных указаний. Во-первых, каждой семье было велено взять однолетнего ягненка мужского пола без порока (бедные семьи могли взять козленка). Во-вторых, ягненка следовало выбрать в десятый день месяца нисана. Держать его нужно было в семье вплоть до четырнадцатого дня этого месяца. В-третьих, всех отобранных животных надо было заколоть в этот четырнадцатый день на закате или после заката солнца. Поэтому животных резали всем обществом. В-четвертых, надо было набрать чашу крови животного и помазать ею перекладину и дверные косяки дома, где позже должна была происходить трапеза. В-пятых, животное нельзя было рубить на части или перебивать его кости, но после освежевания его следовало испечь целиком, с головой и внутренностями. В-шестых, если одна семья была немногочисленной и потому не в состоянии съесть всего ягненка, то такие семьи могли объединиться. Оставлять ничего не разрешалось; всё нужно было съесть. В-седьмых, есть испеченного ягненка или козленка следовало с пресным хлебом и горькими травами. В-восьмых, нельзя было засиживаться за столом, но есть нужно было в спешке, одетыми в дорожные платья. На ногах нужно было иметь обувь, а в руках посох. В-девятых, весь тот вечер семья не имела права никуда выходить; с началом празднования никто не должен был покидать своего дома. В-десятых, если что-то оставалось от ягненка, на следующее утро всё это нужно было сжечь. Ничего не позволялось сохранить для следующей трапезы.

Каково было религиозное значение всего этого? Фараон ни в какую не хотел отпускать Божий народ из Египта. Бог через Моисея и Аарона послал на египтян девять великих казней, но фараона и это не заставило отступить от своего решения оставить Израиль в рабстве. Поэтому Бог решил послать на Египет десятую, последнюю казнь, такую страшную, что даже фараон не устоит и отпустит израильтян на свободу, как того требовал Бог. В Египте должны были умереть все первенцы, включая скот (Исх. 11:5). Хотя израильтяне жили в Египте, Бог, видя кровь на дверях их домов, “пройдёт мимо”, и губительная язва их минует (Исх. 12:13). Элементы пасхальной трапезы должны были быть свежими и чистыми. Ягнёнок или козлёнок должен быть молодым, а не таким, каких режут для обычного приготовления пищи; животное нужно было заколоть, тут же запечь и съесть в пределах нескольких часов. Хлеб, который обычно делали квасным, в этом случае пекли непосредственно перед праздником и съедали свежим также в пределах нескольких часов. Травы символизировали горечь пребывания Израиля в рабстве. Более глубокое исследование показывает, что травы также имели значение очистительного, слабительного средства. Таким образом, израильтяне очищались и спасались едой, а также очищались от еды.

В дальнейшем после той ужасной ночи, когда Бог “прошёл мимо”, празднование Пасхи стало временем радости и воспоминания об освобождении. В изначальные требования к совершению Пасхи были внесены изменения. Например, мы не находим никаких указаний на то, чтобы ягнёнка несколько семей ели совместно. Кроме того, по левитскому закону жирные части внутренностей сжигались священником на жертвеннике. Ясно, что тогда животное уже не запекали целиком. Кровью окропляли жертвенник, и ничего не говорится о том, чтобы израильтяне, жившие в то время в шатрах, окропляли свои временные жилища. В-третьих, пасху ели уже не в спешке, а неторопливо. Дети должны были задавать вопросы о той ночи, и начинались рассказы о былом, продолжавшиеся весь вечер (Исх. 12:26, 27). Позже добавилось пение гимнов (см. Мф. 26:30) и исчез запрет на выход из дома до наступления следующего дня, так как Иисус вышел со Своими учениками вскоре после полуночи, после совершения ими Пасхи в Иерусалиме (Мф. 26:30).

Говоря о современном праздновании Пасхи ортодоксальными иудеями, можно отметить новые значительные изменения. Со времени разрушения Иерусалима прекратились жертвоприношения. Теперь в одно блюдо кладут три лепёшки пресного хлеба, а четвёртую готовят на тот случай, если одна из трёх раскрошится до начала праздника. В другое блюдо кладут ногу запечённого ягнёнка и печёное яйцо. Яйцо символизирует то, что ягнёнок был запечён (хоть и не подан) целиком. Помимо этого, в память о прохождении через Красное море ставят на стол чашу солёной воды или уксуса, а также горькие травы и соус. На стол также ставят лишний бокал с вином для пророка Илии в надежде, что он как предтеча Мессии когда-нибудь придет к ним на праздник. И когда пьют последний бокал, даже открывают дверь, чтобы Илия мог символически войти в дом.

ПАСХА ДЛЯ ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ

В 1 Кор. 5:7, 8 Павел называет Христа нашей Пасхой, то есть Пасхой не только иудеев, но и язычников. Интересно также отметить, что он употребляет слово “праздновать”. В греческом языке это слово означает “веселиться”. Значит, вспоминать о Христе нужно с чувством радости. Даже в торжественности и благоговейной святости Господней вечери уместны выражения радости и восхваления Христа, нашей Пасхи. Из этого также можно сделать вывод, что, как и для древнего Израиля, элементы вечери (хлеб и плод виноградный) — просто средства, придающие происходящему более глубокий, духовный смысл. Слова, которые произнес Христос, учреждая вечерю (Мф. 26:26; 1 Кор. 11:23 и дал.) — “это тело Моё”, “это кровь Моя” и т.д., — связывают нас с Самим Христом. И в этой связи с Ним мы видим глубинное значение нашей духовной жизни.

Как понимать, что Иисус является нашей Пасхой? Несколько ярких новозаветных отрывков увязывают жизнь Иисуса и символы Пасхи: ягненка (агнца) и хлеб. В Ин. 1:29 предтеча Иисуса восклицает: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!” В 1 Пет. 1:18, 19 Петр говорит, что наше избавление от рабства греха стало возможным благодаря драгоценной крови агнца — Агнца Божьего, Иисуса Христа: “Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца”. Иоанн с теологических позиций отмечает, что Иисус умер в то самое время, когда закалывали пасхальных агнцев (Ин. 19:31). В Ин. 6:51, 53-56 Иисус заявляет, что Он — “хлеб живой” и, чтобы иметь духовную жизнь, нужно есть Его плоть и пить Его кровь. В 1 Кор. 5:7-9 Павел прямо говорит, что Иисус — наша Пасха.

Что же означает для нас тот факт, что Иисус наша Пасха? Как минимум, в пяти новозаветных отрывках Павел рассказывает, как через Христа мы были спасены от Божьего гнева. В Рим. 1:16 и дал. он показывает, как евангелие оправдало нас перед Богом и спасло от Его гнева в отличие от тех (Рим. 1:18), кто попрал истину и откровение Божье и тем навлек на себя погибель. В Рим. 5:8, 9 он продолжает обсуждать наше оправдание и спасение от Божьего гнева. В Еф. 2:1-3 Павел говорит о “сынах противления” и “детях гнева”, отмечая, что таковыми были эфесяне до того, как повиновались учению Христа. В Еф. 5:6, 7 он говорит, что на сынов противления придет гнев Божий. Та же тема повторяется в 1 Фес. 1:9, 10; 5:9 и Отк. 6:16, 17. Иисус, наша Пасха, спасает нас от Божьего гнева, как Бог спас Израиль от смерти в двух важных смыслах.

Самое важное — это была кровь на дверных косяках. Бог смотрел вниз и видел кровь. В 1 Ин. 1:7 апостол заявляет, что если мы пребываем во Христе, то Бог продолжает видеть кровь, а не наши грехи.

Во-вторых, мы, как и Израиль, должны оставаться в доме. Вы никогда не спрашивали себя, решился ли кто-нибудь из израильтян в ту ночь выйти из дома? Если да, то на утро их нашли мертвыми вследствие их непослушания. Мы пребываем в церкви — Божьем доме, который был куплен и охраняется кровью Христа (Деян. 20:28). Что случается с теми, кто осмеливается выйти за пределы защиты, даваемой домом и кровью? Подобно израильтянам, они снова окажутся “мертвыми” в своих грехах и подверженными Божьему гневу как “сыны противления”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус остается нашей Пасхой, и мы должны праздновать эту победу в нашей жизни. Можете ли вы вкушать Господню вечерю каждый Господний день, потому что Христос ваша Пасха? Защита, празднование и победа над грехом — всё это находится в Нём. А где находитесь вы? Почему бы не искать защиты в крови Божьего Агнца, Иисуса Христа, и в Его доме, Христовой церкви?

#песах #иисус #христос #иисус христос #пасха