Историю пишут не победители, а долгожители. Помните у Высоцкого: "... и кто кого переживет, тот и докажет, кто был прав, когда припрут". В нашем случае всех пережил полководец Победы Георгий Константинович Жуков - в том числе товарища Сталина и товарища Берию. Из его воспоминаний и воспоминаний других долгоживущих товарищей, например адмирала Кузнецова, мы узнали "о детской наивности" Сталина, который верил в договор с Германией и не разрешал нашим частям ПВО сбивать немецких разведчиков, нагло бороздящих мирное небо Страны Советов. Не разрешалось и применять оружие при задержании "наземных" нарушителей границы так, чтобы пули залетали на сопредельную территорию. И все это в целях "не допустить провокаций". Предупреждали Сталина и Победоносец Жуков и Флотоводец Кузнецов, даже давали команду на свой страх и риск сбивать супостатов, но Иосиф Виссарионович их слушать не желал и всех отсылал к послу Шуленбургу, а то и дальше. Так вот в двух словах представляется ситуация по многочисленным "писаниям на тему".
Я никогда не верил в гениальность Сталина, но в его "детскую наивность" не верю тем более. В двух предыдущих частях цикла мы уже ДОКАЗАЛИ на основе НЕМЕЦКИХ документов (справочников для сведения высшего командования, разведсводок и пр.), что вездесущие немецкие шпионы ТАК И НЕ СМОГЛИ вскрыть разработку и принятие на вооружение НИ ОДНОГО из современных типов истребителей и бомбардировщиков, зенитных орудий и танков. Вот так, летая над нашей страной по 100 раз в месяц - и не смогли. Несмотря на "военно-техническое сотрудничество", встречу войск СССР и Германии в Польше и пр. - НЕ СМОГЛИ и все тут. Может товарищ Сталин был все же поумней и некоторых полководцев-флотоводцев и некоторых литераторов? Во всяком случае, на эту тему следовало бы задуматься.
Кроме аэрофотосъемки, были у немцев и другие методы разведки. В частности, радиоперехват. Применительно к такой структуре как аэродром, радиоперехват давал массу информации - команда на взлет, переговоры, доклады, заход на посадку и пр. и пр. Даже принимая во внимание, что советские самолеты были оборудованы передатчиками далеко не все, соответствующие сведения можно было получить и не летая над аэродромом.
Ниже мы приведем нанесенные на карты результаты деятельности немецкой разведки осенью 1941 года - война уже началась.
Данная карта имеет отношение уже к периоду ВОВ - с 1 по 10 октября 1941 года. Разноцветные цифры через тире - это количество самолетов по типам: истребители - разведчики - бомбардировщики - транспортные. Подпись на карте сообщает, что самолеты учебных частей и самолеты на заводских аэродромах не показаны, т.е. данные представлены исключительно по действующей армии с базированием в пределах действия соединений Люфтваффе. Урал, Сибирь и Дальний Восток не рассматриваются. В районе Москвы немцами обнаружены всего 24+44+52 = 120 истребителей, если считать и Тулу и Ржев-Калинин с соответствующими областями.
Давайте сравним с нашими данными по боевому составу истребительных частей 6-го АК ПВО Москвы на 30.9.41 - 444 истребителя.
Как говориться, почувствуйте разницу. И это без учета точности определения типа самолета. Как показывает практика изучения аналогичных отчетов по польской и французской кампании, считали немцы по моторам - два, четыре или один. Если не удавалось определить точно тип, то вполне одномоторный могли записать в истребители. Подробней о боевом составе советской истребительной авиации ПВО Москвы можно прочитать в статье на нашем канале - Истребители иностранного производства в ПВО Москвы (1941-1942). | Молодость в сапогах | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Так вот, скажет проницательный читатель. Как начали сбивать, так и разведка немецкая заглохла, а пока летали до войны свободно почти, все знали и видели, что хотели.
Ну, про "все знали" мы уже ответили - НИЧЕГО они по сути не знали, кроме того, что им РАЗРЕШАЛИ знать, точнее просто ПОКАЗЫВАЛИ. Что СССР не готовится к вторжению, в частности.
А что именно по части авиации узнали разведчики Люфтваффе, давайте посмотрим в аналогичных картах мая 1941 года.
Это фрагмент карты с условными обозначениями. Стандартная для подобных карт связка цифр означает: кол-во истребителей (зеленая цифра), бомбардировщиков (красная), разведчиков (синяя) и все остальное - транспортные, связные и неизвестного назначения (коричневая). Коричневый круг - район развертывания авиации, взаимодействующей с наземными войсками (смешанные авиадивизии). Красный круг - соединения бомбардировщиков ДБ-3, зеленый - истребителей. Ниже вся карта.
Легко заметить большой красный овал в центре с цифрой "700". По приведенным выше условным обозначениям это следует понимать как район развертывания бомбардировочного соединения (корпуса) из 700 (!!!) бомбардировщиков типа ДБ-3. Если отнести сюда вообще все дальние и тяжелые бомбардировщики (ТБ-7, ТБ-3, Ил-4/ДБ-3) то данные более менее сходятся - в литературе обычно указывается цифра 1494 единицы в западных ВО и в составе авиации БФ и ЧФ. В западных округах и флотах по послевоенным данным (см., например, тут) было 4988 истребителей всех типов - где они? На карте эта цифра раза в четыре меньше даже с учетом ПВО Москвы, Ленинграда и ЗакВО.
Допустим, в данном случае акцент сделан именно на районах развертывания, рассмотрим более подробные отчеты.
Ниже фрагмент одной из 4 карт за период с 28 марта по 15 июня 1941 года с нанесенными данными разведки о наземной инфраструктуре ВВС РККА - аэродромы и самолеты на них. Все карты доступны по ссылке внизу статьи, выкладывать их здесь бесполезно - они будут нечитаемы. Обозначения сверху вниз: сильно заполненный аэродром, заполненный (действующий) аэродром, незаполненный аэродром/ аэродром без красных тактических обозначений авиафоторазведкой не зафиксирован/ аэродром преимущественно занят: истребителями, бомбардировщиками, разведчиками, самолетами неизвестного назначения/ красные цифры у треугольника - общее количество .
Вот так выглядели с точки зрения немецкой разведки, к примеру, аэродромы в Крыму и в районе Одессы:
Следующая карта интересна тем, что на ней совмещены данные аэрофотосъемки и радиоперехвата.
Расшифруем и переведем:
Сверху-вниз:
- Аэродром действующий, заполнен неизвестными самолетами;
- Аэродром действующий;
- Аэродром действующий, заполнен плотно - более 20 самолетов.
Первая фигурная скобка - результаты радиоперехвата с 24 по 29 мая 1941 года.
- Истребители (зеленый цвет);
- Бомбардировщики (красный цвет);
- Разведчики (синий цвет);
- Самолеты неизвестного назначения - в т.ч. транспортные и связные.(коричневый цвет).
Вторая фигурная скобка - результаты анализа материалов аэрофотосъемки за тот же период.
Обозначается фиолетовыми чернилами. Первая цифра - кол-во одномоторных самолетов, вторая - двух, третья - больше двух, четвертая - самолеты с неустановленным кол-ом моторов.
Вот так выглядит на карте Крым и Одесса:
Данные аэрофотосъемки дают сплошь нули, т.е. на указанных аэродромах самолетов не обнаружено. Ниже таблицы результатов анализа разведданных по округам.
Как видно из приведенных выше материалов, данные радиоразведки и аэрофотосъемки отличаются более чем в два раза. От реальности же эти оценки и вовсе далеки - в Западных военных округах и в авиации БФ и ЧФ насчитывалось по разным оценкам до 10 000 самолетов всех типов без учета возможностей ГВФ.
Таким образом, результативность действия немецких самолетов-разведчиков сильно завышается критиками-низвергателями всего советского, а "детская наивность" Сталина остается на совести мемуаристов - всегда проще валить на мертвого льва свои собственные ошибки, раз текущая политическая линия такой подход поощряет.
Увы, страшные потери ВВС РККА в первые месяцы войны это горькая правда. Некоторые пытаются сейчас данный факт отрицать, но документы говорят о другом. Сравните данные немецкой разведки с , например, докладом генерал-майора авиации Журавлева (в документе указан декабрь 1941 года, значит речь идет о восточной оперативной авиационной группе ВВС Ленинградского фронта), который на иллюстрации ниже. Обратите внимание на боевой состав полков.
Ссылки для самостоятельного изучения: