Найти тему
Молодость в сапогах

По данным немецкой разведки. Аэрофотосъемка и радиоперехват.

Историю пишут не победители, а долгожители. Помните у Высоцкого: "... и кто кого переживет, тот и докажет, кто был прав, когда припрут". В нашем случае всех пережил полководец Победы Георгий Константинович Жуков - в том числе товарища Сталина и товарища Берию. Из его воспоминаний и воспоминаний других долгоживущих товарищей, например адмирала Кузнецова, мы узнали "о детской наивности" Сталина, который верил в договор с Германией и не разрешал нашим частям ПВО сбивать немецких разведчиков, нагло бороздящих мирное небо Страны Советов. Не разрешалось и применять оружие при задержании "наземных" нарушителей границы так, чтобы пули залетали на сопредельную территорию. И все это в целях "не допустить провокаций". Предупреждали Сталина и Победоносец Жуков и Флотоводец Кузнецов, даже давали команду на свой страх и риск сбивать супостатов, но Иосиф Виссарионович их слушать не желал и всех отсылал к послу Шуленбургу, а то и дальше. Так вот в двух словах представляется ситуация по многочисленным "писаниям на тему".

Я никогда не верил в гениальность Сталина, но в его "детскую наивность" не верю тем более. В двух предыдущих частях цикла мы уже ДОКАЗАЛИ на основе НЕМЕЦКИХ документов (справочников для сведения высшего командования, разведсводок и пр.), что вездесущие немецкие шпионы ТАК И НЕ СМОГЛИ вскрыть разработку и принятие на вооружение НИ ОДНОГО из современных типов истребителей и бомбардировщиков, зенитных орудий и танков. Вот так, летая над нашей страной по 100 раз в месяц - и не смогли. Несмотря на "военно-техническое сотрудничество", встречу войск СССР и Германии в Польше и пр. - НЕ СМОГЛИ и все тут. Может товарищ Сталин был все же поумней и некоторых полководцев-флотоводцев и некоторых литераторов? Во всяком случае, на эту тему следовало бы задуматься.

Кроме аэрофотосъемки, были у немцев и другие методы разведки. В частности, радиоперехват. Применительно к такой структуре как аэродром, радиоперехват давал массу информации - команда на взлет, переговоры, доклады, заход на посадку и пр. и пр. Даже принимая во внимание, что советские самолеты были оборудованы передатчиками далеко не все, соответствующие сведения можно было получить и не летая над аэродромом.

Ниже мы приведем нанесенные на карты результаты деятельности немецкой разведки осенью 1941 года - война уже началась.

ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 165. Наземное базирование ВВС Советского Союза по состоянию на 01.10.1941 с приблизительным числом советских боевых самолетов за период 1-10.10.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС. Масштаб 1:2500000. Фрагмент.
ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 165. Наземное базирование ВВС Советского Союза по состоянию на 01.10.1941 с приблизительным числом советских боевых самолетов за период 1-10.10.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС. Масштаб 1:2500000. Фрагмент.
Там же, фрагмент карты - район Москвы.
Там же, фрагмент карты - район Москвы.

Данная карта имеет отношение уже к периоду ВОВ - с 1 по 10 октября 1941 года. Разноцветные цифры через тире - это количество самолетов по типам: истребители - разведчики - бомбардировщики - транспортные. Подпись на карте сообщает, что самолеты учебных частей и самолеты на заводских аэродромах не показаны, т.е. данные представлены исключительно по действующей армии с базированием в пределах действия соединений Люфтваффе. Урал, Сибирь и Дальний Восток не рассматриваются. В районе Москвы немцами обнаружены всего 24+44+52 = 120 истребителей, если считать и Тулу и Ржев-Калинин с соответствующими областями.

Давайте сравним с нашими данными по боевому составу истребительных частей 6-го АК ПВО Москвы на 30.9.41 - 444 истребителя.

Фрагмент журнала БД 6 ИАК.
Фрагмент журнала БД 6 ИАК.

Как говориться, почувствуйте разницу. И это без учета точности определения типа самолета. Как показывает практика изучения аналогичных отчетов по польской и французской кампании, считали немцы по моторам - два, четыре или один. Если не удавалось определить точно тип, то вполне одномоторный могли записать в истребители. Подробней о боевом составе советской истребительной авиации ПВО Москвы можно прочитать в статье на нашем канале - Истребители иностранного производства в ПВО Москвы (1941-1942). | Молодость в сапогах | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Так вот, скажет проницательный читатель. Как начали сбивать, так и разведка немецкая заглохла, а пока летали до войны свободно почти, все знали и видели, что хотели.

Ну, про "все знали" мы уже ответили - НИЧЕГО они по сути не знали, кроме того, что им РАЗРЕШАЛИ знать, точнее просто ПОКАЗЫВАЛИ. Что СССР не готовится к вторжению, в частности.

А что именно по части авиации узнали разведчики Люфтваффе, давайте посмотрим в аналогичных картах мая 1941 года.

ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 135. Материалы штаба оперативного руководства ВВС (1с): предполагаемые направления  наступления советской авиации по состоянию на 10.05.1941 г.
ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 135. Материалы штаба оперативного руководства ВВС (1с): предполагаемые направления наступления советской авиации по состоянию на 10.05.1941 г.

Это фрагмент карты с условными обозначениями. Стандартная для подобных карт связка цифр означает: кол-во истребителей (зеленая цифра), бомбардировщиков (красная), разведчиков (синяя) и все остальное - транспортные, связные и неизвестного назначения (коричневая). Коричневый круг - район развертывания авиации, взаимодействующей с наземными войсками (смешанные авиадивизии). Красный круг - соединения бомбардировщиков ДБ-3, зеленый - истребителей. Ниже вся карта.

-6

Легко заметить большой красный овал в центре с цифрой "700". По приведенным выше условным обозначениям это следует понимать как район развертывания бомбардировочного соединения (корпуса) из 700 (!!!) бомбардировщиков типа ДБ-3. Если отнести сюда вообще все дальние и тяжелые бомбардировщики (ТБ-7, ТБ-3, Ил-4/ДБ-3) то данные более менее сходятся - в литературе обычно указывается цифра 1494 единицы в западных ВО и в составе авиации БФ и ЧФ. В западных округах и флотах по послевоенным данным (см., например, тут) было 4988 истребителей всех типов - где они? На карте эта цифра раза в четыре меньше даже с учетом ПВО Москвы, Ленинграда и ЗакВО.

Допустим, в данном случае акцент сделан именно на районах развертывания, рассмотрим более подробные отчеты.

Немецкий аэрофотоснимок советского аэродрома периода вторжения в Польшу. Видимо, тут собраны поврежденные самолеты разных типов.
Немецкий аэрофотоснимок советского аэродрома периода вторжения в Польшу. Видимо, тут собраны поврежденные самолеты разных типов.

Ниже фрагмент одной из 4 карт за период с 28 марта по 15 июня 1941 года с нанесенными данными разведки о наземной инфраструктуре ВВС РККА - аэродромы и самолеты на них. Все карты доступны по ссылке внизу статьи, выкладывать их здесь бесполезно - они будут нечитаемы. Обозначения сверху вниз: сильно заполненный аэродром, заполненный (действующий) аэродром, незаполненный аэродром/ аэродром без красных тактических обозначений авиафоторазведкой не зафиксирован/ аэродром преимущественно занят: истребителями, бомбардировщиками, разведчиками, самолетами неизвестного назначения/ красные цифры у треугольника - общее количество .

Дело 126. Наземное базирование ВВС Советского Союза (4 карты). Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС. Масштаб 1:1000000.   Период с 26 марта по 15 июня 1941 года. Фрагмент с условными обозначаениями.
Дело 126. Наземное базирование ВВС Советского Союза (4 карты). Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС. Масштаб 1:1000000. Период с 26 марта по 15 июня 1941 года. Фрагмент с условными обозначаениями.

Вот так выглядели с точки зрения немецкой разведки, к примеру, аэродромы в Крыму и в районе Одессы:

Идентифицирован аэродром заполненный преимущественно истребителями (106 единиц) и разведчиками (в районе Керчи - видимо гидросамолеты). Остальное все - "неизвестного назначения". Район возле Перекопа, используемый летчиками бомбардировочной авиации для полетов и тренировок (из-за равнинного характера местности) никак не обозначен.
Идентифицирован аэродром заполненный преимущественно истребителями (106 единиц) и разведчиками (в районе Керчи - видимо гидросамолеты). Остальное все - "неизвестного назначения". Район возле Перекопа, используемый летчиками бомбардировочной авиации для полетов и тренировок (из-за равнинного характера местности) никак не обозначен.

Итого противник насчитал в районе Одессы 109 самолетов сплошь неустановленных типов и неизвестного назначения .
Итого противник насчитал в районе Одессы 109 самолетов сплошь неустановленных типов и неизвестного назначения .

Следующая карта интересна тем, что на ней совмещены данные аэрофотосъемки и радиоперехвата.

ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 143. Наземное базирование ВВС на западе европейской части Советского Союза по данным радиоперехвата и воздушной разведки (аэрофотосъемки) по состоянию на 01.06.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства ВВС (1с). Фрагмент - гриф  секретности и заголовок.
ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452. Дело 143. Наземное базирование ВВС на западе европейской части Советского Союза по данным радиоперехвата и воздушной разведки (аэрофотосъемки) по состоянию на 01.06.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства ВВС (1с). Фрагмент - гриф секретности и заголовок.
Условные обозначения.
Условные обозначения.

Расшифруем и переведем:

Сверху-вниз:

  • Аэродром действующий, заполнен неизвестными самолетами;
  • Аэродром действующий;
  • Аэродром действующий, заполнен плотно - более 20 самолетов.

Первая фигурная скобка - результаты радиоперехвата с 24 по 29 мая 1941 года.

  • Истребители (зеленый цвет);
  • Бомбардировщики (красный цвет);
  • Разведчики (синий цвет);
  • Самолеты неизвестного назначения - в т.ч. транспортные и связные.(коричневый цвет).

Вторая фигурная скобка - результаты анализа материалов аэрофотосъемки за тот же период.

Обозначается фиолетовыми чернилами. Первая цифра - кол-во одномоторных самолетов, вторая - двух, третья - больше двух, четвертая - самолеты с неустановленным кол-ом моторов.

Вот так выглядит на карте Крым и Одесса:

-13

Данные аэрофотосъемки дают сплошь нули, т.е. на указанных аэродромах самолетов не обнаружено. Ниже таблицы результатов анализа разведданных по округам.

Верхняя таблица - результаты радиоразведки. Оценка кол-ва самолетов по округам суммарно (Ленинград, Особый Балтийский, Особый Западный, Киевский, Одесский, Москва, Орел, Харьков, Северный Кавказ и Закавказье) - 3501 самолет всех типов. Нижние две таблицы - результаты анализа данных аэрофотосъемки - всего 1539 самолетов.
Верхняя таблица - результаты радиоразведки. Оценка кол-ва самолетов по округам суммарно (Ленинград, Особый Балтийский, Особый Западный, Киевский, Одесский, Москва, Орел, Харьков, Северный Кавказ и Закавказье) - 3501 самолет всех типов. Нижние две таблицы - результаты анализа данных аэрофотосъемки - всего 1539 самолетов.

Как видно из приведенных выше материалов, данные радиоразведки и аэрофотосъемки отличаются более чем в два раза. От реальности же эти оценки и вовсе далеки - в Западных военных округах и в авиации БФ и ЧФ насчитывалось по разным оценкам до 10 000 самолетов всех типов без учета возможностей ГВФ.

Таким образом, результативность действия немецких самолетов-разведчиков сильно завышается критиками-низвергателями всего советского, а "детская наивность" Сталина остается на совести мемуаристов - всегда проще валить на мертвого льва свои собственные ошибки, раз текущая политическая линия такой подход поощряет.

Увы, страшные потери ВВС РККА в первые месяцы войны это горькая правда. Некоторые пытаются сейчас данный факт отрицать, но документы говорят о другом. Сравните данные немецкой разведки с , например, докладом генерал-майора авиации Журавлева (в документе указан декабрь 1941 года, значит речь идет о восточной оперативной авиационной группе ВВС Ленинградского фронта), который на иллюстрации ниже. Обратите внимание на боевой состав полков.

Боевой состав ВВС на 16 декабря 1941 года. Сведения. Дата создания документа: 16.12.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 459, Опись: 4634, Дело: 102, Лист начала документа в деле: 251
Авторы документа: генерал-майор авиации Журавлев.
Боевой состав ВВС на 16 декабря 1941 года. Сведения. Дата создания документа: 16.12.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 459, Опись: 4634, Дело: 102, Лист начала документа в деле: 251 Авторы документа: генерал-майор авиации Журавлев.

Ссылки для самостоятельного изучения:

Дело 126. Наземное базирование ВВС Советского Союза (4 карты). Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС. Масштаб 1:1000000.

Дело 129. Места дислокации советских ВВС, размещение их известных соединений на европейской части СССР по состоянию на 13.04.1941 г.

Дело 143. Наземное базирование ВВС на западе европейской части Советского Союза по данным радиоперехвата и воздушной разведки (аэрофотосъемки) по состоянию на 01.06.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства ВВС (1с).

Дело 158. Наземное базирование ВВС Советского Союза по состоянию на 01.09.1941 с приблизительным числом боевых самолетов за период 29.08-10.09.1941 г. Материалы штаба оперативного руководства германских ВВС (1с). Масштаб 1:2500000.