29 июня 1941 года немецко-финские войска армии «Норвегия» перешли советскую границу на мурманском направлении. Им противостояла 14-я армия генерала Валериана Фролова. К 4 июля фашисты вышли на рубеж реки Западная Лица и встретили жесткую оборону 14-й и 52-й стрелковых дивизий, отрядов моряков-североморцев. Советские войска удержали также полуострова Средний и Рыбачий, запирающие подходы к Мурманску и нависающие над северным флангом немцев.
Северный флот стал активным участником обороны. Его корабли высаживали десанты в тылу горных егерей генерала Диттля, а "новики"(эсминцы царской постройки) поддерживали их огнем. В составе североморских десантов практически сразу появились корректировщики, благодаря чему эффективность корабельной артиллерии резко выросла. После завершения операции флот вывозил остатки десанта.
Основные силы Северного флота в это время практически не использовались, командование пыталось сберечь эсминцы-"семерки". Рутинная служба легла на немногочисленные сторожевые корабли и переоборудованные в сторожевики рыболовные траулеры. Дозорная и патрульная служба, сопровождение внутренних конвоев.
Не все рыболовные траулеры были мобилизованы в июле-августе 1941 года, часть продолжала работать "по призванию"-воюющей стране рыба тоже была очень нужна. А кто-то уже был в строю.
Морской рыболовный траулер РТ-10 «Лебёдка» вместе с тремя такими же судами ( РТ-11 «Ваер», РТ-9 «Ролик» и РТ-12 «Трал») был заказан в конце 20-х годов советским внешнеторговым объединением «Судоимпорт» в Вольном городе Данциге (город под протекторатом Лиги Наций после первой мировой войны), ныне польский Гданьск, на верфи «Клавиттер» . В наследство от Германской империи город получил развитое судостроение и советские заказы иногда размещались на местных верфях. В 1931 году судно было передано заказчику-«Севгосрыбтресту» (трест «Мурманрыба»). Траулер относился к IV серии проекта РТ.
В мирное время траулер отличился в соцсоревновании, стал участником стахановского движения.
Видимо из-за качественной зарубежной постройки он был призван на флот еще в Зимнюю войну с Финляндией 1939-1940 годов. 19 октября (по др. данным 19 декабря) 1939 года его зачислили в состав Северного флота как дозорный корабль ДК-10. Командовал кораблем тогда А.А. Рагозин, а служба заключалась в дозорах у подходов к Кольскому заливу, конвоировании транспортов и как базы службы ВНОС( воздушного наблюдения, оповещения и связи).
После финской войны его не демобилизовывали.
С марта 1940 года на верфи в Мурманске корабль прошел дополнительное перевооружение и был переклассифицирован в сторожевой корабль и переименован в СКР-12 «Туман». Вооружение составляли два 45-мм универсальных орудия, два легких зенитных пулемета «Максим» калибра 7,62 мм, глубинные бомбы и дымовые шашки.
24 июня 1941 года командиром корабля назначили лейтенанта Шестакова Льва Александровича, а 29 июня 1941 года экипаж в Мурманске принял пополнение из мобилизованных. По боевому расписанию он числился в составе 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота СССР.
К сожалению, СССР тогда значительно отставал в области радиолокации, гидроакустики и связи, систем управления огнем. Не успели наладить и серийное производство зенитных автоматов. Реальные боевые возможности таких кораблей были весьма ограничены и по ПВО и по ПЛО. и в качестве кораблей дозора.
«Тума́н» СКР № 12. Построен в 1930 году в вольном городе Данциге как рыболовный траулер РТ-10 «Лебёдка» IV серии по заказу «Севгосрыбтреста», вступил в строй в 1931 году, с 19.10.1939 ( по др. данным 19.12.1939)-дозорный корабль ДК-10, с 4 .03.1940-сторожевой корабль «Туман» с бортовым номером 12. Потоплен 10.08.1941.
Водоизмещение в грузу 1218,4 тонны . Длина 50,8 м. Ширина 9,0 м. Скорость 9 узлов, дальность плавания 4500 миль. Морской рыболовный траулер.
Водоизмещение 1150 т (полное). Длина 55 м. Ширина 9,0 м. Высота 4,5 м.
Двигатели - котломашинная ГЭУ, 675 л. с. Движитель1 винт. Скорость хода 10 узлов. Дальность плавания 4300 миль экономическим ходом. Экипаж 1931:41-43 чел. 1940-52 чел.
Вооружение с 1940— 2 универсальных полуавтоматических орудия 45-мм 21-К, 2 пулемёта 7,62-мм М-1, 18 малых глубинных бомб БМ-1
Уже в первом переходе к месту базирования в Полярном, «Туман» столкнулся с противником-со стороны берега его атаковал немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju 88. СКР открыл огонь и немец отвернул.
5 июля «Туман» получил ответственное и необычное задание. Дело в том, что по одному из секретных соглашений с Германией, после пакта о ненападении 1939 года, было предусмотрено предоставление германскому флоту пунктов МТО в советской Арктике. Один из них («Пункт Норд») располагался в районе губы Западная Лица, к которой уже подходили немецкие войска. Здесь были склады снабжения, строились ремонтные мастерские, причалы для действий немецких рейдеров в Северной Атлантике (естественно, после оккупации Норвегии у немцев необходимость в нем отпала). Размещенные там склады частично вывезли на теплоходе «Циолковский» и барже с буксиром, под охраной «Тумана», но оставалось еще много ценного имущества.
«Туман» принял на борт разведывательно-диверсионную группу, которая должна была уничтожить склады во избежание их захвата наступающими немцами. Задание было успешно выполнено под огнем противника.
6 июля вместе с другими кораблями флота ( сторожевой корабль «Гроза» , три сторожевых катера, несколько мотоботов и два тральщика) под прикрытием истребителей сторожевик высадил первый североморский десант в тылу егерей Диттля. На сторожевике было доставлено 124 бойца. Боцман Александр Саблин и матрос Филипп Марченко в ледяной воде держали сходни, по которым высаживался десант. Батальон моряков в жестоком бою снес немецкий плацдарм и пробился к основным силам. Десантников активно поддерживал огнем и «Туман».
4 августа СКР вышел в дозор на линии Цып-Наволок – Кильдин. Район патрулирования перекрывал вход в Мотовский залив, с опорой на береговые батареи и поддержку авиации. 9 августа командиру корабля лейтенанту Шестакову Л.А. приказом наркома ВМФ было присвоено очередное воинское звание - старший лейтенант.
10 июля в Киркенес прибыла 6-я флотилия эсминцев Кригсмарине из пяти современных больших эсминцев. Им была поставлена задача нейтрализовать Северный флот, лишить его возможности поддерживать наши сухопутные войска на приморском фланге, сорвать каботажные перевозки и ловлю рыбы. Капитан цур зее Альфред Шульце-Хинрихс, командир флотилии выбрал осторожную тактику "непрямых действий". Рейдами в Баренцевом море он собирался и сорвать советские перевозки и разогнать рыболовов и отвлечь основные силы Северного флота.
"Демоны морских сражений" 13 июля 1941 года потопили сторожевой корабль «Пассат», сопровождавший конвой из двух траулеров ЭПРОНа. Один из траулеров был потоплен, второй выбросился на берег.
Русский Север: родина их страха. Забытые корабли плохой погоды. «Пассат»
Во время третьего набега 24 июля четырем немецким эсминцам удалось потопить у острова Харлов гидрографическое судно «Меридиан», 840 тонн, вооруженное одним пулеметом "максим". На нем вывозились в Архангельск семьи сотрудников маяков. Из 70 членов экипажа и пассажиров (женщин и детей) спаслось лишь 17. И вновь "рафинированные немцы" расстреливали людей на воде.
9 августа 1941 года у 6-й флотилии была последняя гастроль по Советскому Заполярью. Три эсминца флотилии (Z-4 «Рихард Байтцен», Z-10 «Ганс Лоди» и Z-16 «Фридрих Экольдт») ушли в рейд к советским берегам.
10 августа в 3-01 с «Тумана» поступила радиограмма:«Один бомбардировщик противника курсом 90 градусов, высота 100 метров», скорее всего это и был разведчик отряда эсминцев Альфреда Шульце-Хинрихса. Погода ненастная: сплошная облачность, временами морось, туман и дождь, видимость 60-80 кабельтовых.
Уже в 4-25 вахтенный офицер лейтенант Л. А.Рыбаков доложил об обнаружении целей в 80-90 кбт. Это были Z-4 «Рихард Байтцен», Z-10 «Ганс Лоди» и Z-16 «Фридрих Экольдт». Донесение было передано оперативному дежурному флота. Корабль свою задачу выполнил и начал уходить в сторону берега, под защиту береговых батарей.
Через несколько минут немецкие эсминцы произвели первый залп (стреляло по два орудия с каждого), который лег с перелетом. Только одним из осколков перебило антенну, лишив корабль радиосвязи. Корабль отходил, прикрывшись дымовой завесой. Но дым сносило ветром. Дистанция сократилась до 50 кбт.
Один из снарядов второго залпа разорвался в центре корабля, а третьим залпом была накрыта корма. На корабле начался пожар, было повреждено рулевое управление, корпус получил многочисленные пробоины, погибли командир старший лейтенант Л. А. Шестаков (выброшен взрывной волной за борт), комиссар П. Н. Стрельник и еще несколько членов экипажа.
Командование принял старпом лейтенант Рыбаков. Моряки продолжали борьбу за спасение корабля. Глубинные бомбы, к которым уже приближался огонь, были сброшены за борт минером Кочевенко и боцманом Саблиным. Сбитый осколками флаг был вновь поднят на мачте рулевым Семеновым (раненым) и радистом Блиновым.
Некоторые источники утверждают, что корабль вел ответный огонь. Смысла в этом особого не было, 45 мм были для эсминцев не опасны. Но у Бережного указано, что стрельба с «Тумана» была технически невозможна- в самом начале боя вышло из строя кормовое орудие, а носовому для стрельбы назад мешали надстройки. С корабля не удалось произвести ни одного выстрела.
По сторожевику немцы выпустили более 60 снарядов 127 мм, 11 из них попало в «Туман».
В 5-08 по преследующим сторожевик эсминцам со 115 кбт открыли огонь береговые батареи № 11 и № 7 2-го отдельного дивизиона береговой батареи с Сеть -Наволок (130 мм и 180 мм орудия). Эсминцы при первых же разрывах 97 кг снарядов незамедлительно под прикрытием дымовой завесы ушли на северо-восток.
Запоздание с открытием огня стало результатом плохого оперативного взаимодействия, береговая оборона не имела еще боевого опыта. Дежурный сперва не мог поверить в появление вражеских кораблей, потом будил начштаба и докладывал. В итоге команда на боевую готовность была получена от командования укрепрайона и выполнена лишь в 4-55. В 5-05 был получен приказ открыть огонь. Батарея № 11 сделала шесть залпов с недолетом. Батарея № 7 приказ получила позже, в 5-14, и успела сделать 4 залпа с недолетом на 138 кбт..
Иногда на счет удачного попадания береговой артиллерии относят повреждения эсминца Z4 «Рихард Байтцен», но подтверждения не обнаружены.
Эсминец «Урицкий», который должен был поддерживать дозорные корабли, был снят на сопровождение английской подводки «Трайдент».
Сторожевик получил тяжелые повреждения, к 5-15 у него образовался крен на правый борт 15 градусов. Еще через 15 минут Рыбаков приказал спустить шлюпки, дырки от осколков в которых пришлось закрывать бушлатами и затыкать бескозырками. В две шлюпки перенесли раненых, а экипаж покинул корабль, который уже почти лежал на правом борту. Последним ушел Рыбаков.
В 5-50 ( у Бережного в 5-30) «Туман» затонул. Из 52 человек экипажа осталось 37. 15 погибли и 17 были ранены. Моряков подобрали сторожевой катер № 42 и малые охотники № 143 и № 133.
На звуки стрельбы подошел еще один дозорный сторожевик-«Прибой».
За "демонами" по свежим следам отправили авиацию- два пикировщика Пе-2 и пять бомбардировщиков СБ (по другим данным 4 и 7).
Несмотря на то, что возвращение 6-й флотилии прикрывали три Ме.110, нашим двум летающим лодкам МБР-2 (замечены на эсминце «Рихард Байтцен» в 5-49) удалось незамеченными для "мессершмиттов" отследить движение немецкого отряда пока истребители в 5-55 не покинули эсминцы. Лодки висели у немцев на хвосте до 6-27.
Затем на немцев были наведены наши бомбардировщики из 72-го авиаполка ВВС Северного флота. Первая тройка СБ около 6-00 отбомбилась неудачно, но после 7-30 немцы разделились-флагман направился в Киркенес, а остальные два эсминца-на плановый ремонт машин в Нарвик.
Уже в 7-36 пара пикировщиков Пе-2 отбомбилась по замыкающему «Рихарду Байтцену». Четыре ФАБ-250 взорвались с небольшим замедлением: одна в 50, одна в 80 метрах от правого борта, а две-рядом с левым бортом в районе 3 и 14 отсеков. У эсминца заклинило руль и правую турбину, вследствие чего корабль совершил полный "круг почета", через пробоины вода проникла в цистерны с топливом, ряд механизмов вышел из строя.
К сожалению попытка пары СБ добить подранка успехом не увенчалась. Эсминец добрался до Нарвика, где были установлены повреждение валов и сдвиг турбин с фундамента, вмятины на верхней палубе, трещины, течи, шумы в обеих турбинах на скорости более 24 уз., многочисленные неполадки механизмов. В Нарвике подобный ремонт был невозможен и эсминец 14 августа отправили в Киль, где он ремонтировался до января 1942 года.
Всего на налетчиков были сброшены 1 ФАБ-500, 7 ФАБ-250, 16 ФАБ-100.
Гастроли 6-й флотилии на Русском Севере закончились неудачно. Капризные механизмы суперсовременных эсминцев в суровых условиях эксплуатации часто выходили из строя. Хотя привлечь к себе внимание основных сил Северного флота рейдерам так и не удалось, потери они несли. А результаты- пять траулеров, два из которых были очень скромно вооружены, при полученной амортизации, израсходованном топливе и боекомплекте, явно не соответствовали поставленным целям.
14 августа 1941 года поврежденный летчиками Северного флота «Рихард Байтцен» вместе с «Герман Шёман», у которого были неполадки с машинами, ушли на ремонт в Германию. Три оставшихся эсминца потом привлекались к конвойной службе, но сторожами они оказались тоже неважными. 30 августа 1941 года у Альтен-фьорда британская подводная лодка «Трайдент» увела на дно два транспорта прямо из под носа у конвоиров-«Ганс Лоди» и «Карл Гальстер». Потом на эсминцах перевозили войска из Тромсе в Киркенес.
В конце сентября «Ганс Лоди» ушел чинить текущие котлы, а «Фридрих Экольдт» 12 октября был протаранен норвежским пароходом в Тромсё и его машинное отделение затопило водой.
«Карл Гальстер» остался один, но и его пробег превысил 22 000 миль, в ноябре и его отправили на ремонт. На усиление оставшейся без кораблей флотилии отправили эсминцы «Теодор Ридель» и «Пауль Якоби», на первый по дороге распорол себе днище на камнях в Бергене, а у второго забарахлила силовая установка.
Очередная история про "10 негритят"...
Командующий Северным флотом адмирал Головко самокритично признавал: «Я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря». Также он отмечает и неготовность флота к немецким рейдам. «Появление вражеских эсминцев в обоих случаях (атаки на «Пассат» и «Туман») было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее… то картина боя могла быть иной. Ибо где-где, а при войне на море время не ждет».
Были сделаны и выводы по взаимодействию сил флота и организация боевого управления.
Уже вечером 10-го августа выживших моряков «Тумана» посетил начальник политического управления Северного флота дивизионный комиссар Н. А. Торик. Он выразил благодарность командования флота за мужество и отвагу. Комиссар 1-го дивизиона сторожевых кораблей старший политрук Воеводин вручил выжившим морякам подарки от рабочих Мурманска.
Это оказались единственные награды за тот бой. В ОБД по основным фигурантам наград не значится. Политрук корабля Стрельник П.Н. был награждён орденом Красного знамени за десант 6 июля.
Как минимум двое моряков умерли от полученных ран в госпитале Полярного. Уже старший лейтенант Рыбаков Леонид Александрович погиб 23.09.44 на СКР "Бриллиант".
В честь подвига корабля был назван СКР-52 «Туман» (сторожевой корабль проекта 50, спущен на воду в 1955 году, списан в 1989 году) и недостроенный сторожевой корабль проекта 11540 «Туман»(заложен в конце 80-х) ,чей корпус ржавеет на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь».
Проходя мимо острова Кильдин, координаты 69°33′06″ с. ш. 33°40′20″ в. д., военные корабли приспускают флаги и дают протяжный гудок, отдавая почести подвигу «Тумана». Координаты боевой славы утверждены приказом командующего Северным флотом 28 апреля 1965 года.
В городе Полярном (Мурманская область) есть улица имени Героев «Тумана».
В Мурманском мемориале «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»(народное название «Алёша»)у основания замурованы две капсулы-одна с горстью земли из Долины Славы, а вторая с морской водой с места гибели сторожевого корабля «Туман». 9 мая 1975 года у памятника зажгли Вечный огонь. Его перенесли от памятника 6-й Героической комсомольской батарее на проспекте Ленина («Пушка»).
На днях исполняется 80 лет подвигу экипажа сторожевого корабля «Туман».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам