50 мм – это фокусное расстояние, которое довольно часто рекомендуют для первого объектива. Оно позволяет решить задачи достаточно многих типов съёмки и сегодня мы опробуем нетипичное применение «полтинника», в тех съемках, когда часто ему предпочитают 35 мм или что-нибудь еще шире.
Сегодня в подготовке этого урока вместе со мной примет участие еще один наш автор – Алексей Компаниец (Alex Kom). Наша задача на сегодня – провести своего рода уличную съёмку на примере блошиного рынка и поснимать друг друга, используя отражения, геометрию и горизонт.
Об объективе
Кстати, 50 мм объектив хорошо подходит для портрета и про это у нас есть отдельный выпуск на примере Canon RF 50mm F1.2L USM. Но сегодня у нас гораздо более компактный и, что важно, гораздо более доступный по цене объектив.
Canon RF 50mm F1.8 STM можно охарактеризовать тремя словами: легкий, светлый, бюджетный. Или: быстрый, компактный, резкий.
Объектив позволяет фокусироваться на расстоянии от 30 см, имеет покрытие Super Spectra для улучшения изображения. Оптическая конструкция из шести элементов в пяти группах. Диафрагма 7-лепестковая, диапазон значений: от f1.8 до f22.
На корпусе одно кольцо управление, которое может служить для мануальной фокусировки, либо установить на него другую функцию из меню, переключив соответствующий рычажок.
Основные жанры для применения этого объектива:
- пейзаж
- предметная съемка
- портрет
- репортаж.
Съёмка
Вернёмся на наш блошиный рынок. Мы не просто так сюда пришли, здесь есть различные ритмические рисунки, которые позволят нам загнать себя в определенные рамки, есть здесь уличный сюжет и можно будет даже поснимать flat lay.
Обратите внимание, что часть снимков будет черно-белыми. Причина тому простая: отсекая свет, мы сможем акцентировать внимание на линиях.
Поскольку у нас 50 мм, то это задаёт рамки по дистанции и динамике.
Что я имею в виду, говоря о динамике? А то, что подойдя близко линии, объекты не расползаются в стороны, как это получается с широкоугольными объективами, и именно это отклонение создаёт динамику, но зато у нас нет каких-то явных искажений.
И если мы хотим, чтобы квадрат оставался квадратом, человек не деформировался, и при этом не приходилось убегать на соседнюю улицу, чтобы все вместилось в кадр, то «полтинник» подойдет идеально.
Периодически будет вращать снимок, чтобы вызвать первичное недоумение зрителя и желание изучить кадр.
При съемке мы будем ориентироваться на несколько моментов.
Правило композиции: т.е. правило третей, диагоналей, золотое сечение и – самое главное правило уличной съемки – сюжет. Или, как его еще называют, «WOW-эффект».
В ходе данного урока, я буду подписывать и показывать линиями по какому принципу строился кадр или хотя бы основывался.
Хотя, будем честны, ни одно правило не заменит воображение.
В этот день сильно менялось освещение и на примере этих снимков видно, насколько сильно это меняло восприятие:
Рассеянный свет, при всех его плюсах и мягкости, меньше обрисовывает линии, жёсткий свет загоняет недоосвещенные участки в тень, а освещённые сильнее выделяет, что упрощает зрителю понимание куда смотреть. Можно пойти дальше и часть снимка сделать черно-белым, а часть оставить цветной.
Что касается настроек камеры, то при съемке общего плана, как правило, диафрагма прикрывается, а если за счёт глубины резкости хотите выделить один объект, тогда диафрагму стоит открыть шире и сбалансировать экспозицию за счёт выдержки и ISO.
Обратите внимание, что когда мы переворачиваем снимок, то сами стараемся занять такое положение, мол, для объекта все нормально.
Например, Алексей выпрямил ноги и стопы, словно он занимает нормальное положение, если бы они свисали, то эффект был бы нарушен. Но в этом снимке есть ошибка – коробка справа, которую тоже стоило перевернуть для правдоподобности.
И, конечно же, следите за чередованием линий, чем сильнее наблюдается ритм, тем проще направлять взгляд зрителя.
Мы дошли до более людной части рынка, где уже можно было поснимать предметку, flat lay, портреты и в целом что-то сюжетное.
При необходимости выделить один персонаж, обращайте внимание на то, что может отвлечь от него внимание.
Зачастую банальное кадрирование может значительно улучшить ситуацию:
Настало время flat lay и вот здесь 50 мм имеет огромное преимущество, так как нет искажений перспективы и объекты по краям не деформируются, что позволяет получить снимок с правильными пропорциями.
И – приятный момент при съемке в таких местах – расставлять ничего не нужно – все уже расставлено за вас. Остается только снимать:
Бонус таких рынков – это колоритные персонажи, в большинстве своём спокойно соглашающиеся на съёмку.
А теперь еще один пример использования линий без искажений и изменения угла наклона камеры.
Итак, мы покинули рынок и направились к заброшенному зданию в парке. Подход к которому был буквально уставлен плитами, которые мы тоже попробовали использовать в качестве рамки для выделение главного объекта.
В самом здании очень удобно контролировать свет на лице, подходя ближе или дальше к дверным проемам или окнам, и наблюдая, как ложится свет на лицо.
Это позволяет отточить работу с одним источником света без наличия студии и даже просто осветителя. И по итогу оценивать какое фото лучше.
Конечно, для таких снимков подойдёт любое помещение, где есть светлая и глубокая теневая зоны.
Ну и классика жанра - съемка в отражении с последующей инверсией по вертикали.
Выводы
Мы с Алексеем опробовали бюджетный объектив Canon RF 50mm F1.8 STM для уличной фотосессии, смогли попутно зацепить и достаточно много разноплановых кадров. На открытой диафрагме присутствует виньетирование до F2.8, но оно легко убирается в редакторе, как и хроматические аберрации. Автофокус работает чётко и шустро. И объектив действительно очень маленький и легкий. В комплекте, например, с Canon EOS RP, это была бы отличная бюджетная связка.