Найти в Дзене
Славянский стан

Полководцы Грозного царя: Алексей Басманов

коллаж Алексей Данилович Басманов под Казанью
коллаж Алексей Данилович Басманов под Казанью

В конце сентября 1552 года подходили к концу фортификационные работы, проводимые русским войском под Казанью. Город удалось взять в кольцо, возвести вокруг осадные укрепления, однако постоянные вылазки казанцев не давали завершить подготовку к штурму. Во время одной такой вылазки едва не закончилось все плохо для осаждающих. Когда русские воины с переднего края пошли обедать, выставив слабое боевое охранение, казанцы этим воспользовались и внезапно атаковали. В результате чего, на этом участке фронта, а дело было у Арских ворот, едва не случилась катастрофа. Чтобы остановить бегство воинов в бой вступили воеводы, чья боевая задача вообще то не рубиться непосредственно с неприятелем, а координировать и управлять соединениями. В том бою у Арских ворот были ранены воеводы князья Воротынский, Кашин, Морозов, в самый критический момент казанцам в тыл ударил русский отряд, чем заставил неприятеля вернуться под защиту стен города. Командовал этим отрядом Алексей Данилович Басманов.

Сей воевода родился в семье московского дворянина Данилы Плещеева, прозванного Басманом. Отец нашего героя сгинул в литовском плену, куда он попал после поражения в битве при Орше в 1514 году. Род Плещеевых было достаточно древним, однако сказать, что был очень влиятельным про него было нельзя. Во время детства Ивана Грозного Алексей Плещеев-Басманов примкнул к Шуйским, и поучаствовал в расправе над любимцем царевича Федором Воронцовым в 1543 году. Однако в последующем это никак не отразилось на его карьере, в 1544 году он становится воеводой в Елатьме - небольшом касимовском городке, позже принимал деятельное участие в первом походе на Казань в 1550-м году, был смелым воином и постепенно делал карьеру по ратной линии. При взятии столицы казанского ханства в 1552 году не единожды проявил себя. Помимо упомянутого в начале статьи боя Алексей Басманов удачно действовал и 30-го сентября, когда его людям вместе с отрядом князя Воротынского удалось отбить часть стены вместе с башней у казанцев, и удерживать под своим контролем двое суток, до начала всеобщего штурма.

Кроме решительности в бою ему была свойственна такая черта опытного командира, как умение брать ответственность на себя в критический момент. Например, летом 1555 года, когда крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву по Изюмскому шляху. Получилось так, что Иван Грозный предчувствуя что возможно нападение крымцев, отправил на юг довольно крупное соединение под командованием воеводы Ивана Васильевича Шереметьева по Муравскому шляху. Узнав о том, что Девлет-Гирей движется по шляху Изюмскому, воевода Шереметьев перебросил свои войска на это направление. И удачно напал на обоз шестидесятитысячной орды захватив его.

Девлет-Гирей вынужден был повернуть от Москвы и атаковать действовавший в его тылу отряд Шереметьева и 3 июля началась битва на Любовше. Татарские отряды растянулись по дороге и не могли все разом атаковать 6000 отряд Шереметьева, в течение дня русские воины успешно отбивали все атаки наседающих крымцев.

С заходом солнца сражение затихло, Девлет-Гирей не знал сколько ему в действительности противостоит русских, дальняя разведка сообщала, что из Москвы вышло главное войско во главе с самим Иваном Грозным, необходимо было действовать. Сконцентрировав силы для удара, на рассвете крымский хан атаковал позиции Шереметьева. Во время того ожесточенного боя Иван Васильевич получил рану и упал коня. Это подействовало деморализующее на отчаянно дравшихся русских, все подумали, что воевода убит. И когда казалось катастрофа неизбежна, из дубравы что была неподалеку, раздались призывные сигналы сурны(древнерусский духовой музыкальный инструмент, при помощи которого подавались сигналы на поле боя). Это Алексей Басманов, пользуясь передышкой между сражениями организовал оборонительное сооружение гуляй-город на случай прорыва татар.

стрельцы ведут бой из гуляй-города.
стрельцы ведут бой из гуляй-города.

Русские войска отошли к позициям Басманова и закрепились там. Татары продолжали отчаянно атаковать, русские отвечали им залпами пищалей и пушек. В конце концов крымцы, опасаясь скорого подхода Грозного царя, отошли. Бесславно этот поход на Москву закончился для многих татарских мурз и родственников Девлет-Гирея. За этот бой, и за то, что в критический момент Алексей Басманов взял на себя инициативу Иван IV пожаловал ему боярский чин. С тех пор стало расти влияние Басманова на царя. Считается, что именно он посоветовал московскому государю ввести опричнину.

Московская элита того времени была разделена на два разных лагеря, на бояр и князей, которые негласно конкурировали между собой. Князья считались более родовитыми, и в их среде была жива память о том, что когда-то они были независимыми. Бояре же воспринимали князей как чужаков, которые не понятно за какие заслуги потеснили их позиции в Москве. Когда в 1553 году заболел царь, многие князья отказались целовать крест(присягать) сыну Ивана Грозного младенцу Дмитрию. Они смотрели в сторону двоюродного брата царя Владимира Старицкого, который в случае смерти московского государя мог претендовать на престол, надеясь, что при нем вернутся их привилегии. После ряда неудач в Ливонской войне в царе стала укрепляться уверенность в том, что вокруг него плетется какой-то заговор, и похоже, что это было действительно так.

Тогда Басманов предложил создать опричнину и опереться не на московских бояр и удельных князей, а на менее родовитых дворян, которые стали бы верно служить Ивану Грозному, надеясь сделать карьеру. Сам Алексей Данилович взялся формировать воинскую составляющую опричнины, при этом якобы он пользовался моментом и использовал свой новый пост, для борьбы с неугодными ему людьми в московской элите. Бояре и князья не могли простить ему сей факт, и в историографии о нем говорится много отрицательного, однако установить истину сейчас уже невозможно.

Впрочем, детище Басманова в конце концов уничтожило его самого и его сыновей. Есть разные точки зрения на сей факт, достоверно можно сказать лишь то, что он и его сыновья были упомянуты в “опальном синодике” Ивана Грозного. Это такой поминальный список, который перед смертью составил набожный царь, и приказал отправить его по монастырям, чтобы монахи молились о душах загубленных в ходе опричнины людей.

Сохранился уникальный документ, дошедший до нас от Алексея Басманова, в котором он указал поминать в родовой церкви всех боевых холопов, которые бились рядом с ним и погибли. Кто бы что не говорил, но Алексей Данилович Басманов был храбрым воином, умелым командиром, выигравшим не одно сражение, который помнил и простых людей, которые отдали свои жизни в боях за Россию как на Востоке, так и на Западе.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки делитесь с друзьями в соцсетях спасибо за то, что читаете нас!