Это большой материал в рамках моей непостоянной рубрики #ногами курьера Я начинал эту рубрику с описания личного опыта - все эти статьи можно найти и сейчас по этому тегу. А сейчас, когда личный опыт практически исчерпан, я иногда обозреваю важные новости из курьерской жизни.
В Яндекс-Лавке изменилась оплата труда курьеров. Не только цифры, сама система кардинально новая.
Не знал писать ли что-то об этом.
Дело в том, что курьерам Лавки, которых это коснулось, всё и так уже ясно.
Тем, кто с Яндексом не связан, будет довольно сложно объяснить одним постом, что произошло. А, главное - не факт, что им вообще это будет интересно.
В то же время, событие это знаковое. На мой личный взгляд, оно об очень важном говорит.
Вот структура этой статьи.
- Ключевая разница оплаты труда курьеров в Яндекс-Лавке и "Самокате"
- Что изменилось в оплате труда курьера в Лавке сейчас
- Что это значит глобально и при чём же тут "Самокат"?
Ключевая разница оплаты труда курьеров в Яндекс-Лавке и Самокате
Ни "Самокат", ни Яндекс-Лавка - это уже не агрегаторы. В агрегаторах доставка происходит из разных мест, партнёров сервиса - кафе, рестораны, магазины. Эти партнёры самостоятельны и независимы от агрегатора.
"Самокат" и Лавка - это так называемые дарксторы (dark store - "тёмный магазин", если дословно). Тут уже сама Яндекс-Лавка продаёт те товары, которые клиент видит в своём приложении. Не только доставляет силами курьеров-партнёров, но и сама выступает в роли продавца.
Возможно, это вступление кажется Вам лишним, но я считаю важным это проговорить, в конце мы к этому вернёмся.
С точки зрения курьера это несколько иная работа, чем в агрегаторе - ты привязан к складу, куда возвращаешься после каждого заказа. Не виснешь на улице или фуд-корте между заказами из разных мест, а сидишь на стульчике в одном и том же месте.
При этом в Яндекс-Лавке принцип оплаты труда курьера был такой же, как в Яндекс-Еде - курьер получал деньги за статусы прибытия ("Прибыл в ресторан" и "Прибыл к клиенту") и за километраж от ресторана до клиента. Сами суммы были меньшие, но формула совпадала. Вот она более наглядно:
35₽ + 35₽ + 15₽/км (цифры актуальны для Петербурга этим летом)
Как заработать больше при такой формуле? Надеяться, что упадёт больше заказов и/или длиннее будет дорога от Лавки от клиента. Есть ещё небольшие бонусы за тяжёлые заказы, за использование личного велосипеда, сейчас этого касаться не будем. Это приятные дополнения, но критического влияния на оплату в целом они не имеют.
А что в "Самокате"? А в "Самокате" простая почасовая оплата. Элегантная в своём минимализме.
Всё, больше ничего. Не имеют значения ни количество заказов в час, ни километраж, ни вес заказов. Хоть ты потел, хоть скучал. Умножай ставку на количество часов и не ошибёшься. Точных цифр я не помню, кажется 190₽/час для Петербурга.
Разница принципиальная. Тут может каждый сам для себя решить, что лучше. Я только отмечу, что курьеры Лавки, которых я знал, считали, что наша, "жёлтая", мотивация лучше "розовой", денег и азарта в ней больше. Большинство курьеров Лавки получали и получают в час больше, чем курьеры "Самоката".
ШТОШ. Теперь переходим к изменениям.
Что изменилось в оплате труда курьера в Лавке сейчас
С конца июля в Яндекс-Лавке тоже введена почасовая оплата. Со своими отличиями, она не повторяет один в один "самокатовскую", но всё же.
Для примера я снова возьму цифры, актуальные для Петербурга (других я и не знаю, если честно). Я не стану приводить в качестве пруфов скриншоты из официальных новостных каналов для курьеров - источники эти закрытые, не буду испытывать нервы Яндекса, вдруг им не понравится, забанят меня ещё. Просто перескажу.
Теперь в Лавках СПб устанавливается почасовая оплата 160 руб/час + 20 рублей за каждый заказ.
Разберём, что это означает на двух примерах.
ПРИМЕР 1. Курьер доставил за час два заказа, оба раза клиент жил ровно в километре от Лавки.
Старая формула: (35₽+35₽+15₽*1) + (35₽+35₽+15₽*1) = 170₽
Новая формула: 160₽ + 20₽ + 20₽ = 200₽
200 рублей больше, чем 170. Profit? А как насчёт другого примера?
ПРИМЕР 2. Курьер доставил за час три заказа - каждый из заказов он отвозил всего на 500 метров, клиенты жили близко.
Старая формула: (35₽+35₽+15₽*0,5) + (35₽+35₽+15₽*0,5) + (35₽+35₽+15₽*0,5) = 232,50₽
Новая формула: 160₽ + 20₽ + 20₽ + 20₽ = 220₽
Новая формула уже менее выгодна. Всего на 12 рублей, да, но тут, как говорится, сам принцип важен. Все три клиента во втором примере могли жить дальше, это ещё увеличило бы разницу. Если разницу помножить на количество часов слота, то она ещё больше.
А что, вот прямо в каждой Лавке такая высокая плотность заказов, три и больше в час? Нет, не всегда. А вот иногда и больше.
Я взялся писать этот текст после того, как один из курьеров Лавки в СпБ написал мне. Он показал свой отчёт "до реформы" - 20 заказов за 6-часовой слот. 2460₽ со всеми бонусами.
Он пересчитал отчёт за этот день по новой системе - и получил 1420₽. С учётом бонуса за использование своего велосипеда. Тысяча рублей разницы не в пользу курьера.
Это всего лишь единичный пример, но пример живой, настоящий. Просто констатируем факты.
Что это значит глобально и при чём же тут "Самокат"?
Я уже упоминал раньше: есть мнение, что во всём мире ни один сервис доставки еды и продуктов не приносит пока прибыли. Ни один вообще.
Все они, как принято считать, прокручивают деньги инвесторов, меняя потребительские привычки населения Земли. Приучают людей к доставке, надеясь выйти на прибыль позже. Когда уже никто не выберет поход в магазин вместо заказа в приложении.
Могу я доказать, что это так? Нет, конечно, я не имею никаких сведений о внутренних делах этих сервисов. Косвенно на это указывает только то, что такие сервисы в своих отчётах никогда не указывают прибыль. Обороты, выручку, но не прибыль.
А ещё я могу рассказать, как сам прошлым летом доставлял из Яндекс-Лавки одну шоколадку "Риттер-Спорт". Одну. Клиенту она стоила 119₽, а я за эту доставку получил примерно 130₽. Ну и какая тут прибыль?
Ну так вот. Почему я в самом начале писал про то, что Лавка и "Самокат" не агрегаторы и это важно?
Яндекс-Еда, Delivery Club и прочие берут с ресторанов и магазинов комиссию за доставку. Она достигает иногда 30-40% о суммы заказа. То есть, агрегатор зарабатывает не только на оплате доставки клиентом. Значительную сумму он берёт ещё и с ресторана или магазина.
А в случае с даркстором с кого он возьмёт комиссию? С себя самого?
Можно попробовать взять побольше с клиента. И "Самокат", и Лавка на старте заявляли бесплатную доставку. Впоследствии, Лавка стала экспериментировать с небольшой платой за доставку в периоды повышенного спроса, с минимальной корзиной - всё это уже после того, как я доставил ту шоколадку. Но много тут не выиграешь, можно внезапно подарить клиенту стимул сходить таки самому в магазин.
Так же и с "незаметным" включением стоимости доставки в стоимость продуктов - она останется незаметной до определенного предела.
И можно попробовать меньше платить курьерам.
В этой ситуации я вижу, что бизнес-модель "Самоката" - просто платить курьерам меньше - победила. Я вижу это так, что Яндекс признаёт правоту этой модели на пути к прибыльности.
Возможно, уже скоро инвесторы начнут спрашивать с этих сервисов - ну что, вы изменили там потребительские привычки? Когда уже прибыль?
Может, уже начали спрашивать. Одними объёмами и оборотами сыт не будешь, в финансовых пирамидах тоже обороты будь здоров, например.
Ждать ли больших возмущений от курьеров Лавки и массового оттока курьеров из этого сервиса? Я так не думаю.
Те, кто работал на максимальный доход - да, эти люди могут посмотреть в сторону других сервисов. Если там есть, на что смотреть.
Для тех, кто подрабатывает или не делает ставку на одно только это занятие, большинство плюсов останутся на месте: простая работа, свободный график, место отдыха на складе.
Это не в защиту Яндекса, это трезвый взгляд на ситуацию.
Если я хоть чуть-чуть прав в своих выводах, то подобные процессы должны будут рано или поздно произойти во всех сервисах доставки.
Давайте будем откровенны - труд курьера тяжёлый, но оплачивался всё это время достаточно жирно. Жирно - для неквалифицированного труда, конечно, услышьте это уточнение! Курьер, забиравший заказ из Бургер-Кинга всегда получал в час больше, чем работник этого самого Бургер-Кинга. А работник общепита, как-никак, уже сколько-то квалифицированную работу выполняет и более полное медобследование проходит, и так далее, и тому подобное. Вечно так продолжаться не может.
Сервисы доставки тратили чужие деньги, раздувая этот пузырь; нам, курьерам, неплохо с этого перепадало. Теперь пришло время работать с издержками. Это и про нас тоже 😊
Таково моё некомпетентное обывательское мнение об этой ситуации.
***
"Ногами курьера" представлен также во Вконтакте - там альбомы с красивыми пейзажами, мемами и смешными комментариями, а также есть возможность предложить свою новость.
Кому удобнее телеграм - есть канал и там.