Найти тему
Записки не краеведа

Из жизни станицы Митякинской

Наша станица принадлежит к числу тех захолустных уголков, где жизнь идёт тихим и едва заметным темпом. Она не кипит и не стремится бешено, подобно быстрому потоку, а протекает сонно и вяло, с утомительным однообразием, как бы по устоявшемуся раз навсегда шаблону. Содержание этой жизни также незамысловато: она не выходит из круга обычных мелочных житейских забот, не захватывает ум и чувства обывателя и сегодня полна тем же, чем была занята вчера, неделю и месяц тому назад. Трудно, конечно, найти в такой жизни что-либо интересное, то есть такое, что могло бы доставить удовлетворение разумным запросам духа; поэтому интеллигентному обывателю, не обладающему способностью погружаться, подобно некоторым животным, в спячку, очень часто в часы досуга приходится испытывать приступы смертельной тоски. Казалось бы, что при довольно значительном числе проживающих в станице интеллигентных лиц можно было бы найти более или менее целесообразное употребление своим досугом и избегать таким образом болезненных приступов скуки: но горе в том, что среди нашей интеллигенции не развит дух общительности и сплочённости. Каждый живёт одиноко, в стороне друг от друга, как бы чуждаясь других и, конечно, томится этим одиночеством. Если же кто-нибудь из членов интеллигенции придумает разумное развлечение, то в окружающих он встречает совершенный индифферентизм.

  • Чем, например, не разумное развлечение – народная читальня, которую хотел устроить в нашей станице местный врач г. Р-в, приобретя для этой цели даже помещение?.. Живое, интересное и во всех отношениях полезное дело, готовое доставить скучающим обывателям возможность с пользой употреблять свой досуг, не встретило здесь сочувствия. Наша интеллигенция отнеслась слишком равнодушно к почину г. Р-ва, чем и засвидетельствовала, что она почти вся состоит из Обломовых, боящихся даже пальцем пошевельнуть, чтобы не изнурять своего дремотного состояния. В этом состоянии господа интеллигенты должно быть совсем забыли про те обязанности, какие лежат на них по отношению к народной массе, преисполненной нравственного убожества и духовной нищеты. Их совсем, по-видимому, не смущают те многочисленные факты глубокого невежества и грубости нравов, которые представляют собой обычное явление в местной жизни.
  • Вот, например, картинка из праздничной жизни наших станичников, иллюстрирующая отчасти их нравы и обычаи.
    Двое из аборигенов хутора Дубового, выпив преизрядно в компании, затеяли ссору, перешедшую вскоре в драку. Кончилось тем, что один из них, будучи не в силах, вероятно, продолжать далее ″битву″, бросился бежать; другой же стал его преследовать и продолжил это до тех пор, пока первый, добежав до дому, схватил заряженное дробью ружьё и выстрелил в своего противника, причём сильно ранил его в ногу. Раненный немедленно был отправлен в местную земскую аптеку, где ему и была оказана помощь, а ″стрельца″ арестовали и предали в руки правосудия. Пьянство, оканчивающееся очень часто дракой, является единственным времяпрепровождением в часы досуга наших станичников. Поэтому устройство в станице народной читальни является для нас делом в высшей степени желательным и полезным в смысле просвещения и отвлечения жителей от кабака.
  • Нельзя не сказать несколько слов о нашей аптеке. Существует она в станице с 1885 года и содержится на земские средства. В первое время существования, когда население нашего медицинского участка было значительно меньше, чем теперь, и когда, кроме того, по новости дела, отношение к медицине у большинства было недоверчивое, - на лекарства отпускалось 600 рублей. Теперь же, когда население значительно увеличилось (в участке около 90 тысяч душ), а авторитет аптеки благодаря стараниям её медицинского персонала, поднят на желательную высоту, вследствие чего медикаменты стали расходоваться в гораздо большем количестве, - теперь на приобретение лекарства отпускается только 500 рублей в год. Неудивительным после этого становится то обстоятельство, что в аптеке частенько не достаёт даже таких необходимых медикаментов, как хинин, бертолетова соль, камфора и прочее, не говоря уже о лекарствах более ценных. Если принять во внимание, что наличность больных на нашем участке ежегодно равняется средним числом 20 000, то выйдет что на каждого больного расходуется лекарств только на 2.5 копейки. Сумма эта, как видно, слишком ничтожна для того, чтобы излечивать наши недуги. За эти деньги не купишь даже одного хинного порошка. Необходимо поэтому увеличивать средства, отпускаемые на покупку медикаментов, иначе больным придётся, за неимением в аптеке лекарств, волей неволей прибегать к помощи снадобий разных знахарей и знахарок, что, в свою очередь, вряд ли может быть желательным.

Газета «Приазовский край» № 216 от 19 августа 1899 года.

  • Из поездки по Донецкому округу. Станица Митякинская

Навигатор Донецкий округ