На сегодняшнюю статью меня вдохновила публикация коллеги - автора канала "Русский как родной". Александр Юрьевич Бисеров поделился интересными предложениями, в которых ученик должен объяснить имеющиеся знаки препинания, а также их отсутствие.
"Почему бы не сделать то же самое для своих учеников?" - подумала я и обратилась за подмогой к М. Горькому. Перед вами несколько предложений из "Старухи Изергиль". Главная цель - разобраться с запятыми и тире. Но так как я всегда стараюсь выжать из любого текста максимум, мои ученики будут объяснять не только имеющиеся (либо отсутствующие) знаки препинания, но и некоторые орфограммы.
Ну и как я могу пройти мимо щедро рассыпанных здесь средств выразительности и не зацепить мимоходом любимое 26-е задание?
Просто о сложном (разбираем 26-е задание ЕГЭ)
Готовимся к 26-му заданию: тропы, их виды
Как перестать бояться слов "парцелляция" и "оксюморон"
Выделила тропы и приёмы курсивом. Задача ученика - назвать их. (Порой приходилось выделять всё предложение, так как в нём одно средство выразительности цепляется за другое и расчленить их сложно).
1. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
2. Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые.
3. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них.
4. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов.
5. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем.
6. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.
7. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд.
8. Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились.
9. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.
10. Диск луны был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой.
11. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью.
12. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.
13. Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, — она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.
Авторские тексты для отработки 21-го задания можно найти здесь:
Алгоритм выполнения 21-го задания ЕГЭ по русскому языку (объясняем расстановку запятых)
Новый вариант 21-го задания с алгоритмом выполнения (анализируем предложения с тире)
"Овсянка, сэр" (тексты с двоеточиями)
"Овсянки много не бывает" (тексты с двоеточиями)
Кострома (текст с двоеточиями)
Тексты о Красноярском крае (правила постановки тире и три текста для отработки правил)
Тексты о Северной Осетии (два сложных варианта с тире)
Текст о Ростовском Кремле (тире)
Фотопутешествие в Суздаль (текст с запятыми)