Найти в Дзене

Самые живучие мифы битвы на Курской Дуге

Я продолжаю серию материалов о мифах, которую затеял, в первую очередь, для некой систематизации этой темы. У меня уже давно желание выпустить книгу про мифы Второй Мировой войны, в которой обязательно показать, как и что реально происходило, и найти изначальную основу, вокруг которой потом уже стали расти домыслы.

В данной статье поговорим про Курскую битву. Про которую уже вроде столько всего написали, столько дали данных, столько документов опубликовали, а то и дело слышишь…

… 12-го июля 1943 года в районе деревни Прохоровка во встречном бою сошлись 1200 советских (около 800) и немецких (около 400) танков и САУ. Битва под Прохоровкой стала крупнейшим танковым сражением всей войны…

Уже как-то утомило указывать, что были сражения в ходе Великой Отечественной войны, в которых танков принимало участие много больше. И реальные цифры по количеству танков, которые были во всех частях и соединениях Вермахта и Красной Армии, которые находились в том районе, уже сто раз приводили разные авторы.

Вся беда в том, что изначально нам представляли сражение под Прохоровкой, как некий бой на огромном поле, где 12-го июля столкнулись тысяча двести танков, и где немцев мы победили.

На самом деле, даже точно определить, что именно считается сражением под Прохоровкой, крайне сложно. Поскольку у разных авторов разные мнения, и, что удивительно, все доводы справедливы, и получается, что противоречащие друг другу мнения верны.

Весь секрет в том, что надо не пытаться как-то подогнать под старую советскую версию реальные данные, а наоборот, забыть её. И рассматривать все боевые действия на прохоровском направлении с 11-го по 16-е июля.

Кстати, также надо поступить с опубликованной версией некоторых западных историков, которые доказывают с цифрами в руках, что сражение под Прохоровкой Красная Армия проиграла. А зачем нам вообще рассматривать события одного лишь дня огромного сражения на одном небольшом поле?

Если мы смотрим сражение в целом, то и спорить не о чем, все отлично ложится на своим места и раскладывается по полочкам. И, что важно, сражение то мы выиграли.

Правда, если вспоминать некоторых западных (да и отечественных историков), то они утверждают, что победа в Курской битве определилась не под Прохоровкой, а…

…исход Курской битвы был решён высадкой англо-американских войск в Сицилии. Немецкое командование было вынуждено прекратить наступление на Курск и перебрасывать войска с Восточного фронта на Запад.

Вообще-то это бред. Конечно, высадка союзников в Сицилии сыграла важную роль в событиях, в том числе и на Восточном фронте.

Но операция «Цитадель» была проиграна ещё раньше, по сути тогда, когда не получилось наступление на северном фасе Курской Дуги против войск Рокоссовского.

Наступление на южном фасе, конечно, шло успешнее, но и там немцы сильно буксовали, хотя, может ещё и правда верили в успех.

Единственно с чем бы можно было согласиться — это то, что исход сражения решался не только под Прохоровкой.

Важно то, что именно 12-го июля, когда шёл тот самый официальный танковый бой под Прохоровкой, советские войска, а конкретно, 1-я танковая армия Катукова, начали своё наступление. А в тот же день и 48-й танковый корпус Вермахта начал новое наступление на обояньском направлении.

Но встречного боя не вышло, так как наши войска своей задачей имели обойти немцев с фланга и взять к 13-му июля Яковлево. Можете не искать на карте этот населённый пункт, поверьте на слово: кабы танки Катукова туда пришли, немцы бы оказались в такой… ну вы поняли. Наши танки к Яковлево не провались даже и близко. Немцы наше наступление смогли остановить, причём с огромными потерями (никакая Прохоровка не сравнится), но эта упорная попытка наших войск замкнуть их в «котёл», показала, что перспективы далеко не радужные. Так что, события на обояньском направлении, если не сыграли решающую роль, то наиважнейшую точно…

И тут я не могу пройти мимо одного из наиболее известных сражений на этом самом направлении на Обоянь, где…

…8 июля 1943 года у села Верхопенье командир танковой роты старший лейтенант Яков Кобзарь остался один против 30 немецких танков. Умело управляя своей «тридцатьчетверкой», уничтожил 17 танков противника – и погиб смертью героя. Но звание Героя Советского Союза было присвоено Якову Трофимовичу Кобзарю только в 1990 году.

На самом деле версии этого боя, равно как и количество уничтоженной техники встречаются самые разные.

Я нисколько не сомневаюсь, что Яков Кобзарь сражался геройски. Человек погиб за Родину — это уже достойно поклонения.

Для немцев те бои дались очень нелегко, об этом можно судить по уровню потерь дивизии «Великая Германия», которая (в том числе) и наступала на Верхопенье.

8-го июля потери 48-го танкового корпуса немцев составили 42 танка и самоходных установок, из них 4 безвозвратно. На долю 11-й дивизии приходилось 7, на 3-ю дивизию 3, а больше всего потерь пришлось на «Великую Германию» — 32 машины.

Если бы «Великая Германия» наступала в тот день лишь на Верхопенье, а деревню бы оборонял, пусть даже не один танк, а вся рота, то вроде бы всё подтверждается. Но эта немецкая дивизия действовала на более обширном участке и решала несколько задач, кроме атаки на деревню Верхопенье.

А саму деревню защищала не только танковая рота старшего лейтенанта Кобзаря.

Если посмотреть историю некоторых других наших танковых асов, то мы легко находим, что командир танкового взвода 1-го батальона той же 200-й бригады, лейтенант Михаил Замула в бою за деревню Верхопенье уничтожил 22 танка за 8-9 июля. Правда непонятно, сам или вместе со взводом.

А ещё один танкист 200-й танковой бригады Витольд Михайлович Гинтовт, согласно его биографии, 8-го июля у деревни Верхопенье уничтожил три танка (один из них «Тигр»), за что и награждён орденом «Красной Звезды».

Мы не будем углубляться в танкистов, и посмотрим на боевые действия 12-го истребительно-противотанкового полка, который также защищал деревню Верхопенье. Орудие сержанта Тимофея Вострикова в бою у села Верхопенье уничтожило 5 танков. И Востриков, и весь расчёт в бою погибли. Ещё 4 танка, из которых два «Тигра», подбило орудие Николая Вьюгина, будущего Героя Советского Союза.

Всего, по документам, 12-й артполк 8-10-го июля подбил 65 танков и 5 бронемашин.

Тут надо бы вспомнить, что 3-й мехкорпус, который на рубеже реки Пена сражался с той же дивизией «Великая Германия» сообщал, что за 6-8-е июля уничтожено 297 немецких танков и 11 САУ.

Я бы мог вспомнить про другие части, которые также сражались в тот день с той же немецкой дивизией, про наши штурмовики, которые не раз совершали удары по атакующим немецким танкам, про сапёров... а немцы указывают, что очень много танков подорвалось на минах.

Но мораль, как мне кажется, тут предельно простая — описывая подвиги одних, надо не забывать про других.

Более подробно я рекомендую почитать об этих событиях в моих статьях:

Так было ли сражение под Прохоровкой и кто в нём победил?

Тайны Курской Дуги: где была настоящая «Прохоровка»?

Как три танковых аса подбили одни и те же танки