Статью мы начнем традиционно: длинным списком доставленных пополнений и вооружения.
01.03.44 Немецкой авиацией доставлены 41 человек маршевой роты 98-й пд, 500 отпускников.
02.03.44 Началась переброска 111-й легкой дивизии в Крым. В Крыму уже находились два батальона 50-го полка дивизии (группа Кригера). Переброшены по воздуху 556 человек 50-го полка. 50-й полк 111-й пд собирается в Джанкое[1].
03.03.44 Немецкой авиацией доставлено 245 человек из 50-го и 70-го полков. По морю доставлены орудия и личный состав 173-го артполка (всего, 291 человек).
04.03.44 Авиацией доставлены 189 человек 50-го и 70-го полков. По морю доставлены 21 человек и оснащение 173-го артполка.
05.03.44 Из состава 111 дивизии доставлены авиацией штаб дивизии и части 70-го полка, в сумме 370 человек. По морю доставлена противотанковая рота 186-го полка, части 173-го противотанкового дивизиона, всего, 64 человека и 25 грузовиков. Вернулись 450 отпускников.
08.03.44 По воздуху доставлены 399 человек 111-й дивизии и 25 отпускников. По морю доставлены:
- 600 человек маршевого пополнения
-маршевая рота 50-й пд 220 человек.
-маршевая рота 111-й дивизии 173 человека.
-317 отпускников
-128 человек организации Тодта (ОТ)[2]
Вечером доставлены части 117-го и 70-го полков, части пионерного и противотанкового батальона, батальона связи, всего 441 человек.
09.03.44 По морю доставлены 10 штурмовых орудий для 279-го дивизиона, дивизион переформирован в бригаду. Кроме того доставлены 36 человек и 11 грузовиков 14-го взвода жандармерии, 46 человек 111-й дивизии, 13 человек 73-й пд.
По состоянию на эту дату в строю в 5-м АК 28 штурмовых орудий еще 5 машин в ремонте, в 279-й бригаде штурмовых орудий 24 орудия.
10.03.44 Немецкой авиацией доставлены 75 человек 117-го полка и 168 человек 153-й учебной дивизии. По морю доставлены матчасть и личный состав 3-й роты ПВО противотанкового дивизиона, всего 42 человека. Кроме того, остатки маршевого батальона (95 человек)
11.03.44 Немецкая авиация доставила 64 человека для 117-го полка, 9 для 50-го, 176 человек из 153-й учебной дивизии. По морю доставлен 1-й батальон 117-го полка (200 человек), две легкие гаубицы и грузовики. для 191-го дивизиона, который был переформирован в бригаду доставлены 10 человек и 3 штурмовых орудия[3].
12.03.44 Люфтваффе доставило 109 человек 117-го полка. По морю доставлены части 2-го дивизиона 117-го артполка, всего 171 человек, 3 легких гаубицы и 64 человека для 73-й пд.
13.03.44 Авиацией противника доставлены в Крым 27 человек 70-го полка, 21 человек 117-го полка. По морю доставлены части 1-го и 2-го дивизионов 117-го артполка (206 человек, 7 легких гаубиц, 4 тяжелых Нибельверфера, грузовики). В бригадах штурмовых орудий по 30 единиц.
13.03.44 Авиацией противника доставлены в Крым 123 человека маршевой роты 111-й дивизии, 26 человек 50-го полка, 36 человек санитарной роты 111 дивизии. По морю доставлены 161 человек 111 дивизии, легкая гаубица, 100 человек маршевой роты 111-й дивизии, полевая почта 73-й-й дивизии.
15.03.44 На Кинбурн прибыл катер с 8 бежавшими из Николаева русскими. На пристань Прогной прибыл буксир с баржей, уведенный русским экипажем. Сопровождающие (немец и чех) сдались. Авиацией противника доставлены 243 человека маршевой роты 111-й дивизии 31 человек санитарной роты, 18 человек корректировочного батальона 34, 32 человека 594-го транспортного батальона, 40 офицеров из резерва фюрера, отпускники.
По морю доставлены подразделения и материальная часть 6-й батареи 117-го артполка, 5 реактивных установок и транспорт.
16.03.44 Авиация доставила 21 человека маршевой роты 11-й дивизии, по морю доставлен штаб 111-й дивизии 67 человек и 20 человек 73-го пионерного батальона[4]. В 5-й корпус прибыли 5 новых штурмовых орудий. Суммарно, в готовности в 5 –м корпусе 34 штурмовых орудий, еще 7 в ремонте. В строю 12 противотанковых пушек на самоходном лафете, в ремонте 4 артсистемы.
17.03.44 По воздуху доставлены 100 человек из различных частей 111-й дивизии, 40 человек 16-го технического батальона, отпускники. В строю в группе Конрада 31 штурмовое орудие, в 5-м корпусе 32.
18.03.44 По воздуху доставлены 186 человек маршевой роты 73-й пд, 40 человек 111-й пд, 128 человек различных частей из Одессы, отпускников. Один Ме-323 «Гигант» рухнул на взлетную полосу в Одессе 58 погибших 8 тяжелораненых, погиб личный состав 11-й батареи 117-го артполка. По морю доставлены 10-я батарея 73-й пд (143 человека, 2 гаубицы, тягачи) и 5 штурмовых орудий 279-й бригады штугов[5].
19.03.44 По воздуху доставлены отпускники и 49 человек из разных частей. По морю доставлены 186 человек и имущество 4-го дивизиона 173-го артполка, 45 человек из разных частей, отпускники и 28 из ОТ.
21.03.44 по воздуху доставлены 113 человек маршевой роты 98-й пд, отпускники
24.03.44 По состоянию на эту дату в 191-й бригада насчитывала 38 штурмовых орудий, в 279-й бригаде 34 машины. Доставлены 334 человека 111-й и 73-й пд с имуществом. Румынская 33-я танковая рота переброшена в группу Конрада (11 танков).
26.03.44 По морю доставлены 395 человек и хиви 111-й дивизии с имуществом. 32 человека маршевой роты 73-й пд. 164 человека I/999-го батальона штрафников[6] с 3 тяжелыми птп, 29 человек ОТ
30.03.44 Немецкой авиацией доставлены в Крым 247 человек 111-й дивизии, 140 человек и имущество 73-й, маршевая рота 336-й пд (150 человек), 113 человек из разных частей, 25 железнодорожников.
01.04.44 Транспортная авиация противника доставила в Крым 412 человек крепостного батальона 1/999.
05.04.44 По морю в Крым противник доставил 400 человек. Доставка крепостного (штрафного) батальона 1/999 в Крым была завершена.
8 апреля советские части перешли в наступление на Крымском направлении. Перевозки противника из Одессы прекратились, в связи с тем, что город был освобожден советскими войсками. Теперь перевозки шли через Румынию.
Доставка грузов в Крым по-прежнему осуществлялась, в основном, самолетами 1-й и 3-й авиагрупп транспортной эскадры TG2, оснащенной трехмоторными самолетами Ju-52. В этот период, в сумме на Крым работало от 36 до 82 самолетов. Эпизодически, для доставки грузов привлекались самолеты Ме-323 «Гигант» двух эскадрилий эскадры TG5, базирующиеся на аэродром Бузу в Румынии. К примеру, накануне решающих апрельских событий «тряпичные бомбардировщики» авиагруппы II./ TG5 перевезли в Крым артиллерию 111-й пехотной дивизии, включая гаубицы 117-го артполка. При эвакуации из Крыма в середине апреля 1944 года, к работе подключались транспортные самолеты 1-й и 4-й транспортных эскадр. Эти самолеты не базировались на Крым, однако, информация об их работе достаточно важна для понимания происходившего.
По объемам перевозок четко видно, что к концу марта 1944 года снижается активность транспортной авиации. Это связано с несколькими причинами. Противник исчерпал свои резервы для переброски в Крым, в том числе и с западного направления. Авиация противника в значительной степени выработала ресурс двигателей, и требовалась замена моторов на 38 транспортных самолетах. Возникла острая потребность в транспортной авиации на других участках фронта.
Парадокс заключается в том, что даже после прорыва советских частей на Сивашском плацдарме, транспортная авиация противника продолжала действовать. Он просто переключилась на другие аэродромы: сначала на Сарабуз и Саки, потом на Севастополь.
12 апреля 44 года противник восстановил снабжение полуострова, действуя с румынских аэродромов. Посадка самолетов был осуществлена, в том числе на аэродром Сарабуз, были доставлены боеприпасы, вооружение и снабжение «группе Сикста», которая заняла оборону вокруг аэродрома. Вторая «ходка» была сделана в тот же день одиночным «Не-111», был доставлен боезапас и вывезены раненые.
После отхода противника к Севастополю, снабжение немецких войск целиком и полностью стало зависеть от работы авиации и флота. Оборона Севастополя (даже в течение непродолжительного времени) для противника имела ряд проблем, главной из которых являлась вода. С точки зрения современного читателя, запрос 17-й армии по доставке самолетами (!) минеральной воды выглядит причудой изнеженного противника, но с точки зрения реалий тех дней, это была острая необходимость.
Большая часть источников воды в Севастополе стала непригодной для питья в связи с тем, что после боев 1942 года его территория представляла одно огромное кладбище, на котором находились погребенные и непогребенные разлагающиеся останки – наследие боев 1941-42 года. Эпидемиологическая ситуация в городе была очень сложной.
До тех пор пока противник имел выходы к рекам Черная и Бельбек, ситуация с водой (хотя бы для лошадей) была терпимой. После отхода противника в намеченный им обвод крепости, ситуация обострилась. Начался почти поголовный забой лошадей. Одна из бухт в районе м. Феолент и по сию пору носит название «Лошадиная».
На некоторое время доставка войск в Севастополь прекратилась в связи с тем, что решался вопрос о судьбе города. Однако, в связи с тем, что А.Гитлер настоял на обороне, доставка войск возобновилась.
21.04.44 Авиация противника доставила в Севастополь 680 человек. Командующий транспортной авиацией сообщил о том, что в связи с отсутствием пригодных посадочных площадок, работа «Гигантов» по эвакуации имущества и персонала армии из Севастополя невозможна. Продолжали летать только Ju-52.
Исходя из цифр, представленных командованием 17-й армии, следовало, что для эвакуации ненужного для обороны имущества и персонала потребуются транспортные корабли, с общей вместимостью 43 тыс. тонн. По расчетам командования из 102 тыс. человек, еще остававшихся в Севастополе, подлежали эвакуации 40 тыс. человек. Одновременно, запрашивалось пополнение дивизий маршевыми батальонами.
В 50-й пд нехватка боевого состава 22%, в 336-й 23%, 111-й 67%, 98-й – 43%, 73-й 79%[7]. Статистика достаточно любопытная, т.к. наименьшие потери понесли дивизии, оборонявшиеся на Перекопе.
22.04.44 Противник авиацией доставил 96 человек. Авиация доставила курсантов школы ПВО. Очевидно, что противник уже выдыхался.
23.04.44 Ночью, противник авиацией доставил в Севастополь 172 человека. Началась переброска маршевых батальонов в Севастополь. Днем, по воздуху прибыло: 25 офицеров, девять унтер-офицеров и 130 рядовых.
24.04.44 Противник по воздуху в Севастополь доставил 106 человек.
25.04.44 Парадокс заключался в том, что перевозки шли в обе стороны. Немецкая авиация доставила в Севастополь 96 человек, по морю вывезены из Севастополя 820 человек.
26.04.44 Немецкая авиация доставила в Севастополь 144 человека.
27.04.44 Противником по морю, переброшены 968 человек из состава «французских» маршевых батальонов, из них шестью самолетами были доставлены 97 человек из батальона, сформированного в Польше. Обратными рейсами были вывезены штабы 6-й и 9-й кавалерийских и 10-й и 19-й пехотных румынских дивизий. Остатки 19-й румынской пехотной дивизии влиты в 3-ю горную дивизию румын, 10-й пд в состав 2-й румынской горной дивизии, кавалеристы и остатки пулеметных батальонов были сведены в один кавполк[8].
29.04.44 Начальник румынского генштаба корпусной генерал Штефля потребовал вывезти из Севастополя все румынские части, и направить их для защиты Румынии.
Ночью в штаб группы армий «Южная Украина» поступило сообщение, что два выделенных для 17-й армии маршевых батальона не прибудут. Они были перенаправлены в 6-ю армию. По донесению 17-й армии, ее потери за период с 18 по 27 апреля составили 3435 человек, в то время, как прибыли всего 1685 человек.
30.04.44 Противник доставил в Севастополь остатки выделенных подкреплений, численностью 1177 человек. В основном, «польские» батальоны, сформированные из польских полицейских батальонов.
Потери транспортных эскадр, при перевозках в Крым составили:
-TG5 потеряла в апреле 5 самолетов Ме-323 «Гигант» (все потери на линии Бузу - Сарабуз)
-TG2 потеряла на крымском направлении 9 самолетов Ju 52,
-TG3 6 самолетов.
Как и в апреле, так и в мае, основной объем перевозок осуществлялся по морю, однако и транспортная авиация продолжала работать. Вывозились раненые, тыловые части, хиви, румыны, эвакуируемые, доставлялись пополнения для боевых частей.
01.05.44 Отправлено из Севастополя по воздуху: 256 немцев, 147 румын. Транспорт с 36 немцами и 1 049 румынами, 50 т румынского военного имущества и 763 гражданскими лицами ввиду погодных условий был снова возвращен в Севастополь.
02.05.44 Пополнение: один офицер, 26 унтер-офицеров, 110 рядовых, 265 отпускников и командированных.
04.05.44 Прибытие: 13 офицеров, 300 унтер-офицеров по воздуху и морем. Отправлено (включая раненых): 260 немцев, 1095 румын, три "Хиви", три гражданских лица.
05.05.44 По данным группы армий «Южная Украина» в 17-ю армию по воздуху и по морю прибыли 333 человека[9]. По данным донесения 17-й армии цифры немного другие. «Прибытие: два офицера, 109 унтер-офицеров и рядовых. И еще маршевым батальоном прибыло: один офицер и 363 унтер-офицера и рядовых. Возвратилось 469 чел. отпускников и командированных» [10]. Авторы книги «Освобождение Севастополя» указывают:
«Всего противник на 5 мая 1944 г. имел в боевом составе: солдат и офицеров — 72,7 тыс. человек, орудий и минометов — 1775, пулеметов — 2355, танков и штурмовых орудий — 50, самолетов — до 100. Общая длина внешнего обвода обороны доходила до 35 км. На километр фронта противник имел свыше 2000 человек, 67 пулеметов, свыше 50 орудий и минометов. Это очень большие плотности для обороны, притом в укрепленном районе» [11].
Первичные документы 17-й армии дают другую цифру 67286 человек, большую часть из которых составляли боевые подразделения, т.к. тылы отправлялись на «Большую землю». Расхождение в цифрах могло быть вызвано тем, что в учет не брались эвакуируемые части.
В этот день начался штурм Севастополя, который закончился его освобождением. 08.05.44 противник приступил к выполнению плана «Дикий кот» («Wildkatze»), т.е. к полной эвакуации из Севастополя. Следует обратить внимание на то, что реализация плана была начата еще до получения соответствующего разрешения от А.Гитлера.
Немецкая транспортная авиация до последнего дня пыталась работать на Севастополь. По отчетам советской 8-й ВА на аэродроме Херсонесский маяк были обнаружены остатки 15 разбитых транспортных самолетов, еще 8 самолетов были обнаружены на аэродроме Юхарина балка.
[1] NARA T312 R746 fr. 55
[2] NARA T312 R746 fr. 053
[3] NARA T312 R746 fr. 64
[4] NARA T312 R746 fr. 061
[5] NARA T312 R746 fr. 061
[6] штрафной или «искупительный» батальон 6-й армии, состоявший из трех стрелковых рот, пулеметной роты, штабной роты, пионерного и противотанкового взвода. Создан 1-го июня 1943 года, в декабре батальон направлен на Восточный фронт и придан 6-й армии. В конце марта – начале апреля батальон переброшен в Крым.
[7] NARA T-311 R-156 fr. 01120
[8] NARA T-311 R-156 fr. 01170
[9]NARA T-311 R-157 fr.0621
[10]BA/MA WF-03/33876 fr.484.
[11] Литвин Г. А, Смирнов Е. И.. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. — май 1944 г.). Документы свидетельствуют. — Москва: Кречет, 1994