Найти тему
Женщина в истории

Как институтки проводили каникулы и праздники

Оглавление

Нам сложно это представить, но институтки на время каникул оставались в стенах учебного заведения. Эту тему я уже затрагивала в статье о том, почему девочек ограничивали в общении с родными, и в другой, о начальнице Смольного института благородных девиц Марии Леонтьевой и её конфликте с Константином Ушинским, который, в рамках реформы, закрепил за ученицами возможность проводить каникулы и праздники с родителями. Леонтьева за это обвинила Ушинского в вольнодумстве, и был скандал.

Урок пения в Смольном институте (источник: портал Культура Петербурга).
Урок пения в Смольном институте (источник: портал Культура Петербурга).

Отдых... или не совсем

Итак, каникулы!

Они продолжались с конца июня и до начала августа. Правда, с прекращением уроков образовательный процесс не прекращался сразу, ведь нужно было повторить пройдённое с классными дамами(диктанты, упражнения на французском и немецком языках).

Привычное для институток рукоделие занимало большую часть каникулярного времени. Институтка середины XIX века вспоминала:

"В начале вакации выдавалось воспитанницам известное количество скроенных передников, пелеринок, рукавов, кофт и проч., а также бумага для чулок. Всё это нужно сшить и переметить".

Девочек учили вышивать "оборочками по белому батисту", кроить и шить бельё, вязать и делать искусственные цветы, вышивать по канве. "Изящные работы" воспитанниц преподносились в качестве подарков гостям.

Девочки считали, что императрица Александра Фёдоровна носила только домашние туфли, вышитые их руками. И ведь было чем гордиться: вышитые по бархату шелками и золотом домашние туфли, платья, капоты, подушки, салфетки...

В каких-то институтах занятия рукоделием были проформой, но далеко не везде. Для некоторых девушек это становилось основой их будущего ремесла, которым они зарабатывали на жизнь себе, а иногда и семье.

Девичьи вечера

Вечерами в период каникул девочки были предоставлены сами себе. Обычно они читали, гуляли в саду, выращивали овощи, сажали цветы, и, конечно, играли в игры. Например, в "гигантские шаги".

Или в карточные: короли, дурачки, фофаны, зеваки, преферанс... Карточные игры были приняты в обществе, поэтому в стенах института не возбранялись.

Есть забавная история на эту тему: один из завсегдатаев Английского клуба в Москве регулярно возил в Екатерининский институт благородных девиц использованные колоды, так как по правилам для каждой новой игры нужно было распечатывать новую пачку карт.

Праздники

Конечно в институте, где каждый день был подчинён суровому распорядку, праздников ждали особенно.

В день рождения императрицы организовывались собрания в большом зале. Воспитанницы показывали свои успехи в танцах, музыке, пении.

Несколько раз в году проходили "публичные" балы. К составлению списка приглашённых подходили серьёзно: родственники и друзья начальницы, братья и кузены учениц, ещё не достигшие двенадцати лет.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889, источник: Википедия).
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889, источник: Википедия).

Излюбленным праздником было, конечно, Рождество. К нему готовились сильно заранее, ведь нужно было сшить костюмы, придумать маски, сделать ёлочные украшения... В общем, времени, чтобы пропитаться рождественским настроением, было достаточно.

Воспитанницы составляли списки необходимых вещей и припасов, по которым классные дамы покупали всё нужное для грядущего праздника. Родственники тоже присылали много.

Наступал долгожданный праздник, и зажигались свечи, девочки играли на фортепиано, дарили подарки друг другу, открывали подарки от родных и друзей.

На Пасху девочки получали разукрашенные яйца из стекла и фарфора.

Принято было справлять именины. И как справлять! Девочки освобождались от занятий, а в дортуаре сервировался стол с угощениями. После были танцы, и пары состояли из самих учениц (ведь кавалеров не было).

Устраивались так популярные в первой половине XIX века "живые картины". С одобрения начальства ставились пьесы. Афиши, костюмы, декорации, приглашения - всё это делали сами девочки.

Украшенный Большой Зал Казанского Родионовского института по случаю юбилея, 30 августа 1891 года (источник: портал Казанские Ведомости).
Украшенный Большой Зал Казанского Родионовского института по случаю юбилея, 30 августа 1891 года (источник: портал Казанские Ведомости).

Развлечения, экскурсии и "выходы"

Девочек то и дело выводили или вывозили за пределы стен института. Воспитанницы посещали музеи, балет, музыкальные вечера. Также девушек катали по городу в каретах

"... которые присылались от казны или от богатых родственников некоторых воспитанниц".

Ученицы смотрели с балкона на иллюминации, уличные торжества. К ним приглашали фокусников, артистов.

Да и визиты важных персон (как светских, так и духовных), были для девочек привычны. Петербургские институтки, например, встречались с В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, А.С. Пушкиным, К. Брюлловым, М. Щепкиным, слушали пение мадам Каталани, графини России...

Особенно везло столичным институтам: сюда часто приезжали императрицы, фрейлины, члены императорской фамилии. Одна из институток оставила нам такое воспоминание о посещении Николая I:

"Государь был весел и любезен, разговаривал всё время с девицами, ни одной не оставил без внимания, пил за их здоровье".

Благодарю за внимание.

Типичный день институтки (проживаем вместе).

Институтки и гигиена.

Бестужевские курсы: как девушке на них попасть, и на какие деньги всё это существовало.

Женщинам вход воспрещён: как жительницам Российской империи запретили получать высшее образование.

Почему девушки уезжали в Швейцарию за образованием, и с чем им приходилось сталкиваться.

Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова

Википедия