Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Больные крылья советских легких крейсеров. Катапультные саморлеты-разведчики, КОР-1 и КОР-2

В начале 30-х годов двадцатого века, СССР настолько окреп, что в нем разработали план военного судостроения, который мало чем уступал германскому плану Z. В этом плане планировалось 28 легких крейсеров, а им полагалось по паре катапультных самолетов-разведчиков на каждый. Нет конечно эти самолеты полагались и другим кораблям, но вот только по итогу построить удалось только часть запланированных легких крейсеров, а большая из плана не была реализована из-за начавшейся войны. Самолеты разведчики с катапультным стартом были тогда, для крупных артиллерийских кораблей, насущной необходимостью, но флоту СССР так и не удалось воспользоваться ими в войну, хотя самолеты были.

Первыми были крейсера проекта 26, в основе которых лежал итальянский легкий крейсер «Эудженио ди Савойя» типа «Дюка д’Аоста». Помогать строить его подрядилась итальянская фирма «Ансальдо».

Легкий крейсер типа 26, картинка из свободных.
Легкий крейсер типа 26, картинка из свободных.

Изначально на крейсерах виделась авиационная группа аж из четырех двухместных истребителей ДИ-6, на двух катапультах, но мечтателей одернули и сошлись, как уже писалось выше на двух самолетах типа КОР-1 и одной катапульте.

Тактико-технические элементы легкого крейсера проекта 26 утверждают 29 декабря 1934, по ним самолеты КОР-1 должны были располагаться у первой трубы, а катапульта между трубами.

Под аббревиатурой КОР-1 скрывался самолет Бе-2, его разрабатывало созданное 9 августа 1934 года конструкторское бюро морского самолетостроения, заказ на КОР-1 пришел ровно в момент его появления. Возглавил бюро конструктор Бериев, отсюда и Бе-2.

Прообразом для создания КОР-1 был приобретенный в комплекте с катапультой самолет HD-55 фирмы Хейнкель, собственно и катапульту должны были делать свою.

Если с самолетом все шло более или менее, то вот с катапультой дела не ладились настолько, что для первых двух крейсеров проекта их было решено закупать опять у Хейнкиля.

КОР-1 (Бе-2), Картинка с http://www.airwar.ru
КОР-1 (Бе-2), Картинка с http://www.airwar.ru

Бе-2, он же КОР-1, должен был иметь складывающиеся крылья, то что он имел всего один большой поплавок объяснялось желанием заказчика иметь возможность использовать его с сухопутным шасси. На заводские испытания новый самолет вышел 4 сентября 1936, сразу вылезла его недостаточная остойчивость на воде, этот недостаток допилили и стали готовить его для передачи на испытания ВМФ, ну и приемке Госкомиссией которая прошла 9 августа 1937 года.

Первой неприятностью было то, что с имевшихся катапульт самолет стартовать не мог, они разгоняли до 110 километров в час, а ему надо было 120. В принципе уже на этом можно было и заканчивать, но госкомиссия решила проверить все от и до. Единственным положительным моментом стало то, что КОР-1 с воды взлетать мог, но только при волне не выше 30 сантиметров. С посадкой было еще веселее, короче по итоговому выводу, было записано: "Самолет не пригоден для применения на кораблях в открытом море из-за низких мореходных качеств и малого радиуса действия." Дальше было про сложность в управлении и далее, и далее, короче принимать его во флот отказались, но позже все же взяли, но ни о каких стартах с кораблей речи быть не могло, получился еще один гидросамолет. Видимо потому исчезла катапульта с лидера "Ташкент", во первых катапульты были дефицитом, во вторых запускать с них было нечего.

Попыткой номер два стал КОР-2, он же Бе-4, к тому моменту были построены крейсера по проекту 26 бис, к закладке готовились океанские проекта 68.

Легкий крейсер типа 26 бис, картинка из свободных.
Легкий крейсер типа 26 бис, картинка из свободных.

В этот раз от центрального поплавка отказались в пользу летающей лодки. Не понятно почему этого не сделали в первый раз.

Картинка с http://www.airwar.ru
Картинка с http://www.airwar.ru

С ним все пошло гораздо лучше, но грянула война. Первые, уже теперь Бе-4 поступили в Черноморский флот в 1942, но опять же с кораблей не стартовали, это получится у них только после завершения войны.

По итогу с крылатыми помощниками у легких крейсеров СССР не задалось. Когда они достигли необходимых параметров надобность в них уже отпала, радары и корабельные вертолеты сделали катапультные самолеты анахронизмом.