Три истории о начале артиллерии в Московском государстве, когда русские активно приглашали специалистов из за рубежа.
1. Не пушки важны для меня, а люди
Начало XVI века. Великий князь Московский Василий III вел затяжную войну с Казанью. В один из походов, "горя жаждой мести", Василий отправил по реке к месту встречи с татарами "огромное войско и большие пушки" с тремя пушкарями иноземцами. Казанцы, нерешившись на "честную" битву, решили прибегнуть к хитрости. Они разбили лагерь из множества шатров и палаток, а потом ночью, оставив его, спрятались в засаде.
Московское войско, решив, что татары бежали, вошло в лагерь и принялось его грабить. Гербенштейн пишет: "татары вместе с лучниками-черемисами выступили из засады и устроили такое побоище, что московиты вынуждены были бежать, бросив пушки". Бежали и двое пушкарей. Одного из них итальянца Варфоломея Василий III "утешил" щедрой наградой.
"Третий пушкарь вернулся с порученным ему орудием в надежде заслужить у государя великую и вечную милость за свое рвение по сбережению орудия. Но государь встретил его упреками: «подвергнув себя и меня такой опасности, ты, вероятно, собирался или бежать или сдаться врагам вместе с пушкой; к чему это нелепое старание сохранить орудие? Не орудия важны для меня, а люди, которые умеют лить их и обращаться с ними» (С. Гербенштейн. Записки о Московии).
2. Все тут же побросали пушки и побежали в крепость
1521 г. Мощное татарское войско подошло к Москве и осадило ее. Василий III уехал, бросив город и людей, сбежавшихся из окресностей. "От множества народу в крепости стояло такое зловоние, что, пробудь враг под городом три или четыре дня, осажденные погибли бы от заразы, поскольку в такой тесноте каждый должен был отдавать дань природе там же, где стоял" (С. Гербенштейн. Записки о Московии).
В это непростое время оставшиеся начальные люди решили, что спасти Москву может только огромная пушка, предназначенная для проламывания стен. Ее предполагалось поставить в главных воротах, видимо, для того, чтобы она разом смела всех врагов, вознамерившихся прорваться в город. Спасителем Москвы был назначен Николай пушкарь-немец, уроженец имперского города Шпайера около Рейна. Однако немец объяснил, что пушку эту не перетащить к воротам и за три дня, что больше не значит лучше и то, что пороха, достаточного для стрельбы из нее, нет даже на один выстрел.
таков неизменный обычай московитов – держать все под спудом и ничего не приготовлять заранее, но если приступит нужда, тогда только делают все впопыхах (С. Гербенштейн. Записки о Московии)
Николай приказал снести в одно место пушки маленького калибра (фальконеты), которые лежали в большом количестве, припрятанными около крепости. Носить их пришлось крестьянам, прямо на своих плечах (= своем горбу). "Вдруг раздались крики: «Татары, татары!». Все тут же побросали пушки и побежали в крепость, так что орудия длинной вереницей лежали вдоль улицы. Всего несколько всадников легко могли бы сжечь город. Пороху было не более центнера, и первым делом надо было натолочь пороху. Пушек, по приказу князя, отлито было множество, но не было при этом ничего, что является принадлежностью цейхгаузов" (С. Гербенштейн. Записки о Московии). Поняв безуспешность затеи с артиллерийским отпором, москвичи предпочли откупиться и заключить мир.
3. Привел их в такой ужас ...
После московских событий татары отвели силы к Рязани. Здесь они стали обменивать пленных и торговать добычей. Пленников демонстративно почти не охраняли, так что многие из них перебежали в Рязань. Тогда татары в большом количестве подошли к стенам крепости. Пленников вернули, но татары не отвели войска. Силы их только пребывали. Нарастал конфликт, который мог обернуться для рязанцев трагедией.
Тогда пушкарь Иоанн Иордан, немец, уроженец долины Инна (сейчас территория Австрии), предложил (вопреки заключенному перемирию) употребить артиллерию для острастки. Татары стояли слишком близко к стенам, так что выстрелы из пушек не могли причинить им много вреда. Ему не разрешили. Однако он, действуя на свой страх и риск, выстрелил из выстроенных в ряд орудий, в сторону людей, стоявших около "татарского царя", "чем привел их в такой ужас, что они разбежались прочь от крепости". Татары требовали выдать немца, но русские сумели затянуть это дело до тех пор, пока они не ушли из под стен Рязани.
Читайте: "До последнего вздоха": чем отличалось пленение в бою русского и татарина
Пожалуйста, подписывайтесь на канал и ставьте понравилось!
Это очень поможет развитию канала