Найти тему
Жить на два дома

Удивительная рыбалка в океане

Июль в Намибе - холодная, пасмурная, сырая зима. Намиб - это самый южный морской порт в Анголе. Ночью вахтенный матрос стоит у трапа в теплой куртке и вязаной шапке. Температура опускается до 6-7 градусов. Днем, если Солнца нет, не подымается выше 13-14. Вместе с холодным пронизывающим ветром из голой пустыни Намиб, получается чисто отябрь в Питере. Сырой ветер с океана тоже не согревает. Меня всегда интересовал вопрос, почему негры на юге Африки черные. Арабы же не черные, хотя у них теплее и летом, и зимой. Почернели от холода?

Вот такое, но размером гораздо больше
Вот такое, но размером гораздо больше

Начало восьмидесятых. Разгар войны в Анголе. Кубинские «интернационалисты-добровольцы» с участием правительственных ангольцев гоняют по пескам соседских ЮАРовских наемников и местных партизан УНИТА. Партизаны носятся по пустыне на соседских бронемашинах, стреляют из соседских пушек и ракетных установок. Мы возим в Анголу противотанковые ракеты, снаряды, артиллерийский порох, патроны, в трюмах, просто в деревянных ящиках. Стрелковое, правда, в контейнерах, как и военная форма. Местные воруют одёжу. Снаряды и ракеты не берут, не нашли еще способ домашнего употребления.

Выгружают кубинцы, местные к пароходу не подходят, боятся. По причалу бегает стадо худющих, мелких коз, невесть как забредшее в порт. Приспособились есть обрывки газет и оберточную бумагу. Не брезгуют и целлофаном из мусорных куч. За забором и колючкой ограждения порта - унылые обглоданные чахлые кусты и песок, песок, песок.

Сегодня воскресенье. Куба по воскресеньям не работает и не воюет. Мы идем на рыбалку в океан на судовой спасательной шлюпке. Подговорили наши военные, инструкторы и технари, которые тут скучают неимоверно, даже при наличии водки в их «военторге» и рома у кубинцев. Удивляемся и наличию пива, пиво привозное за тысячу километров из столицы. Но бухать им каждый день - себе дороже, а рыбалка — это праздник!

Набралось нас 10 душ, во главе со Старшим механиком, большим знатоком и любителем. Четверо военных и нас шестеро. Я в первых рядах, рыбалку люблю. Два дня вязали снасти. Ловить будем после второго бара, за 5-6 миль от берега на 15-ти метровой баночке. Вязали крючки в пол-ладони на миллиметровую леску. Леску наматывали на деревяшки. Разморозили килограмм пять хека для приманки, потом, когда хек кончится будем резать пойманную для наживки.

Собрались как положено. Трехдневный запас сухого пайка, недельный запас воды. Оделись «по зимнему» и с рассветом отошли от борта. Время еще было спокойное. Повышенной готовности и бдительности еще не объявляли, одесских пароходов у причала еще не взрывали. Вышли без боязни и сомнений. Море 2-3 балла, редкие бараны, пологая океанская зыбь. Пасмурно, сыро, но без дождя. Самая погода для рыбной ловли.

Место, заранее вычисленное на карте, искали долго, Ветер и тягун вдоль берега мешали навигации. Голый берег, глазу зацепиться не за что, кроме портовых сооружений и кранов. Долго бросали лот, наконец нашли свою глубину, встали на якорь, сваренный специально для рыбалки на песчаной банке. Расположились вдоль планширей шлюпки, поделили порубанного хека, надели на крючки Перед забросом надели нитяные перчатки, на них китайские, с кожей, на китайские наши рабочие рукавицы. Техника безопасности, чтоб не порезать руки леской. Мы пришли за большой рыбой!

Бросили за борт свои снасти. Машинные гайки дружно потащили хека на дно. Ждем поклевки… Клюнуло! Точнее выдернуло леску из рук у Старшего помощника. Поймал леску потащил на себя. По напряжению рук и выражению глаз видим что это РЫБА! Леска звенит на ветру, Дед помогает, подтащили к лодке – каранкс, килограмм на 10-12. Рыбу из воды вынимаем острым стальным крючком – багром, по другому никак. Ну…с почином! Треснули по первой, за рыбалку.

И, началось! Дернуло у меня, принялся тащить. Леска режет руки через трое перчаток, помощи не запрашиваю, подтягиваю сам. Вода чистая, вижу рыбу – красавец, каменный окунь. Цепляю багром, двумя руками вытаскиваю в лодку, теперь задача вытащить плоскогубцами крючок. Рыба скачет на дне лодки, левой рукой пытаюсь разжать ей пасть, кусается зараза! Сквозь перчатки кусается!

Вот эта рыбалка! сравнить только с ловлей бычка в Мариуполе или плотвы в Мае! Не до рюмки, не до перекуса, бросаешь, тащишь, цепляешь приманку, бросаешь, тащишь. Первая "жертва", матросу порезало пальцы сквозь слои перчаток. Взвесили потом его рыбу – каранкс на 22 килограмма. Азарт, ажиотаж, клюет! Рыбу бросаем прямо на дно шлюпки, стоим уже по колено в рыбе, присели в воду, чуть не под планширь, не остановиться!

Шабаш! Старпом командует по-последней и сматывать снасти. Жаль. Но уже дело к вечеру с 18 часов задует с берега, можем и не выгрести на перегруженном мотоботе. Фотоаппарата ни у кого нет, оставшиеся на судне увидят нашу удачу своими глазами, домашним будем хвастаться без картинок.

Выгребли, Слава Богу, вовремя, подошли к причалу, встали по своей корме, побоялись тащить шлюпку талями на борт вместе с рыбой, а вдруг не выдержит? Сбежались любопытные с соседних судов, кубинцы, наши свесились с кормы. Начали раздавать рыбу – бери сколько хочешь! А рыба, то - больше одной не унесешь! Оставили себе столько, чтоб влезло в морозилки.

Вечером, конечно была уха, были рассказы, вспоминали рыбалку на заливе, на речках и прудах, на банке Глотова, или в Кольском заливе. Но разве можно сравнить эту океанскую, со всеми предыдущими, вместе взятыми? Никак не сравниться, хотя в каждой есть своя прелесть и свое удовольствие.

Хоть бы в моей вчерашней. Ловил леща в Финском заливе у Шепелевского маяка. Удовольствие? Еще какое! Собираюсь снова на следующий погожий день, которые у нас, к сожалению, редкость. В этом году стали попадаться бычки за дамбой! Вполне себе товарного размера. Это значит, что года 3-4 назад, кто-то завез в балластных танках малька или икру и сбросил на внешнем рейде, вопреки всем запретам МАРПОЛа. Бычок прижился, скоро будем выходить на бычка и ловить его «на палец», как в Одессе! Чудны дела твои Господи!