По дороге к литовской границе я увидел впечатляющие руины храма в селе Новоспасск. По данным "Глобуса Беларуси", это была базилианская (то есть греко-католическая) церковь конца 18 века, после 1830 года (упразднение униатства в Российской империи) переданная православным и разрушенная всё той же Первой Мировой. Говорят, при II Речи Посполитой её не восстановили потому, что жители села так и не смогли договориться, что им нужнее - церковь или костёл. Вид у руины совсем средневековый:
Следющая остановка - Крево, оказавшееся большим и очень длинным селом, растянутым вдоль дороги. На окраине, обращённой к минской трассе (а мы въехали с противоположного конца) находится одна из главных достопримечательностей Беларуси - руины Кревского замка:
Впрочем, почему его называют "замок", мне не совсем понятно - скорее, просто дань традиции называть так все средневековые укрепления. На самом деле это самая что ни на есть регулярная крепость, одна из четырёх, построенных по южных рубежам молодого ВКЛ по указу Гедемина: Новогрудок - Лида - Крево - Меднинки. Все они, кроме Новогрудка, имели почти типовой проект - четырёхугольник размером примерно 110х130 метров и две мощные четырёхугольные башни, в Лиде и Крево располагавшиеся на противоположных углах. Характерная литовская кладка из бутового камня и кирпича.
Крепостей 14 века на постсоветском пространстве сохранились единицы (а старше сохранились только на Кавказе и в Крыму) - ещё разве что российский Изборск, украинский Луцк да литовский Тракай, и заметьте - все они, кроме Изборска, построены Великим княжеством Литовским. Более того, первые крепости с регулярной планировкой в России начали строить лишь на полтора века позже (Ивангород, Тула, Зарайск), когда эти крепости успели морально устареть.
Стены необычайно тонкие и высокие - ведь когда их строили, ещё не было изобретено огнестрельное оружие.
Но куда важнее здесь не архитектура, а история, так как именно в Крево случилось "начало конца" Великого княжества Литовского. В принципе в Средневековье роль личности в истории была несравнимо выше, чем сейчас, и даже одного князя с твёрдой рукой хватало, чтобы в течение его жизни государство поднялось над соседями, как несколько раз бывало, например, с Молдавией.
Литве в этом смысле повезло: смута после смерти Миндовга (основателя ВКЛ) была недолгой, а дальше сильные и в прямом смысле слова великие князья правили почти что подряд: Гедемин, основавший Вильнюс и преуспевший в собирании земель; Ольгерд, бивший в Диком поле Золотую Орду; воевавший с крестоносцами Кейстут... Собственно, Ольгерд и Кейстут правили совместно - один на татарском и московском направлении, другой на польском и тевтонском. Однако сын Ольгерда Ягайло был настроен на единоличное правление, да и просто не сходился с Кейстутом во взглядах на многие вопросы (например, последний хотел союза с Москвой против татар). В 1381-92 годах, с перерывом в 1384-89, княжество охватила жестокая гражданская война, и именно в Кревском замке произошли два её ключевых эпизода.
В 1382 году Ягайло сумел пленить Кейстута и его сына Витовта и заточил их здесь. Вскоре Кейстут был задушен (по другой версии - повесился сам), а Витовт сумел бежать и продолжил войну. Ягайло же поступил хитрее, и опять же именно здесь подписал в 1385 году Кревскую унию - первый польско-литовский союз, на довольно выгодных условиях для тогда гораздо более крупной и не менее сильной Литвы. В Кракове Ягайло крестился как Владислав, женился на юной польской королеве Ядвиге, положил начало династии Ягеллонов, правившей также в Венгрии и Чехии. Витовт в итоге признал сюзеренство Ягайло и стал великим князем только Литвы, и бок о бок вчерашние враги стали вершить великие дела - например, сломали хребет крестоносцам при Грюнвальде и крестили литовский народ.
Однако время великих князей прошло, центр тяжести двух государств с одним королём сместился в Польшу, а реальная власть в Литве перешла к многочисленным магнатам вроде тех же Радзивиллов. Ещё через два века следующая, Люблинская уния, соединила Польшу и Литву в Речь Посполитую...
Замок же прослужил ещё около ста лет, приняв в 1519 году свой последний и не слишком значительный бой с московской армией, совершавшей в ту войну многочисленные короткие рейды далеко на запад. Тем удивительнее, что за пять веков крепость не стёрло с лица Земли время..
Рядом - аистиное гнездо:
Синагога конца 19 века с выложенной чуть выступающим кирпичом звездой Давида на боку (просматривается за веткой):
И костёл Преображения (1997, старый деревянный утрачен в советское время) с соответствующей надписью на склоне:
Вид от костёла на церковь Александра Невского (1854):
На синагогу, замок и поселковый магазин. Издержки планового хозяйства - в весьма популярном у туристов Крево толком негде перекусить: