На железных дорогах были сделаны одни из первых крупных состояний Америки, в том числе знаменитым Джоном Рокфеллером. Компании того времени торгуются на рынке до сих пор. Разберем, что из бумаг доступно на СПБ, и главное, насколько они могут быть доходны.
Есть ли спрос на железные дороги?
Территорию США делят между собой шесть основных компаний.
● Западные штаты контролируют два крупнейших оператора Америки: Union Pacific и Burlington Northern Santa Fe (BNSF Railway). Акции первой торгуются, вторая принадлежит Berkshire Hathaway Уоррена Баффета.
● Восточное побережье разделено между Norfolk Southern и CSX, которые образовались от слияния осколков других крупных железнодорожных холдингов прошлого и позапрошлого веков. Обе компании торгуются. Север США почти целиком отдан канадским компаниями, которые на СПБ пока не представлены.
● На Юге есть несколько операторов, самая крупная из которых — Kansas City Southern.
Суммарный объем железнодорожных услуг до пандемии составлял $80 млрд. Они обслуживают 43% всего грузооборота Америки, и эта доля не снижается. В период локдаунов выручка операторов просела до $66 млрд (на 18%), но при этом спрос на фрахт не упал, он лишь переключился на более дешевые ниши.
Основной индикатор состояния отрасли — объем погрузки (в тысячах вагонов). Его на еженедельной основе отслеживает Ассоциация американских железных дорог. Данные по этому году показывают, что весной спрос уже восстанавливался до уровней 2019 г. С поправкой на сезонность ожидается, что выручка железных дорог к декабрю 2021 г. увеличится на 3,7%.
Основные компании
Индустрию на СПБ Бирже представляют четыре компании, две из которых ведут свою историю с конца XIX века, две другие реорганизованы в начале 1980-х. История торгов у операторов не такая солидная, но охватывает продолжительный период с конца 1960-х (UNP, NSC и KSU) и с 1980 г. у CSX.
За эти 40 лет акции перечисленных компаний выросли в цене в диапазоне от 30 до 70 раз. По длине дорог с большим отрывом от остальных лидирует UNP, самый скромный по размеру полигон — у Канзасской KSU. В сумме эти четверо имеют сеть, которая в 1,5 раза длиннее, чем у российской РЖД.
Мультипликаторы и прибыль
Как и большинство классических отраслей, железные дороги отличаются низкими мультипликаторами, что позволяет входить в эти бумаги относительно безопасно. Наиболее дешево сейчас смотрятся компании восточного побережья при ожидаемом росте прибыли на среднем либо выше среднего уровне.
Дороже остальных торгуется KSU, но и прогнозный рост (согласно консенсусу) на ближайшие 12 месяцев и последующие годы у нее выше. Текущий аномально высокий P/E связан с тем, что компания два квартала подряд несла убытки из-за снижения деловой активности в нефтегазовых регионах Юга.
Дивиденды и рост акций
Восстановление акций пришлось по большей части на предыдущий год. В последние месяцы крупнейшие операторы идут с отставанием от широкого рынка. Отчасти компенсацией служат повышенные дивиденды. Наиболее интересную доходность сейчас предлагают по акциям CSX. Обратный пример — KSU, по росту ее акции сильно опережают и отрасль, и рынок в целом, но и дивиденд там ниже среднего.
Риски и потенциал акций
Акции железнодорожников нельзя назвать волатильными. Три стандартных отклонения в сумме дают ожидаемое падение от 4,5% до 6% на горизонте месяца. Это сценарий, покрывающий 99% вероятности.
И, наконец, консенсус-прогнозы по акциям на следующие 12 месяцев. Они тоже умеренные, но все — в сторону роста. Железные дороги дают небольшой разброс ожидаемой доходности от 10% до 15%.
Выводы
Акции железных дорог — выбор инвесторов, которые делают ставку на скорое восстановление экономики после пандемии. В объемах фрахт уже вернулся к доковидному уровню, и в условиях роста инфляции можно ожидать, что выручка компаний тоже будет расти.
Средние и долгосрочные прогнозы по индустрии позитивны, а риски умеренны. Явного лидера среди железных дорог США нет. Здесь можно найти и дивидендные истории, например, CSX, и фишки быстрого роста (KSU), и просто бумаги c хорошим потенциалом (UNP и NSC).
Большое спасибо сайту БКС за эту статью!