Эта статья будет о детских проблемах (в первую очередь поговорим об уроках) и больше всего подойдёт родителям, учителям, воспитателям. Говоря об упражнениях для мозга (т. е. медитативные практики, нейроупражнения), никак нельзя обойти наших детей. Их психика, их интеллект, их тело находятся в состоянии роста и развития. Ребёнок проходит несколько этапов развития, на каждом из которых могут происходить сбои, "уход в другую степь", со всеми последующими отсюда событиями. Можно ли совсем избежать проблем? Вряд ли. Такова природа и жизнь, что лишь через преодоление происходит развитие. С другой стороны, эффекты многих проблем можно снизить, так, что решать их будет легко и просто. Сегодня мы говорим об уроках и прочих важных и интеллектуальных делах, действиях, которыми занимаются наши дети
Ну а сейчас небольшое вступление для тех, кто первый раз на моём канале. Это канал "Психология человеческих различий". На его страницах освещаются многие важные темы Психологии и смежных с нею научных направлений. В первую очередь материалы имеют научно-популярную направленность. Так как я пишу о Психологии, то никак не могу упускать Детскую тематику: психология развития, детская психология, педагогика, обучение, образование. Недавно я начал цикл статей о медитации, медитативных практиках и подобных психотехниках. Разобрались, что это научно, полезно, важно. Указал на основные ошибки при медитации и прочих подобных упражнениях. Ну и было уже первое практическое упражнение
Сегодня будет больше теоретическая статья, чем практическая, но специальные упражнения для детей будут даваться в будущем, так как я знаю, что у многих родителей и преподавателей (они мой канал тоже читают) есть запрос на такие материалы, упражнения. Начнём же мы с диагностических упражнений.
Какие проблемы можно увидеть, глядя ребёнка, делающего уроки?
Итак. Предполагаю, что вы родитель или учитель. Ваши дети делают уроки, занимаются чем-то за столом (рисуют, лепят, музицируют), на компьютере что-нибудь опять же делают: играют, тексты пишут. Назовём это всё, условно, сидячей интеллектуальной деятельностью
Так вот, глядя на ребёнка в эти моменты, на его лицо, позу, мимику и т. д., можно очень многое увидеть. Да, конечно, в первую очередь проблемы и особенности увидят специалисты, но это не значит, что родители/преподаватели не увидят. Увидят, проcто нужно понимать, на что смотреть, на что обращать внимание
Увидеть, пронаблюдать можно очень многое. Вот лишь некоторые самые интересные точки: энергетизация и тонус психических процессов; гибкость глазного аппарата; внимание; память (да, даже тело может многое о ней рассказать); уровень развития мозговых, психических процессов. Понимаю, что звучать может несколько сложновато, но за сложными терминами стоят вполне описываемые человеческим языком процессы и предметы, явления. К самым частым проблемам, с которой сталкиваются дети, на которую взрослым надо искать решение, относится усталость и истощаемость ребёнка при выполнении задания, а также проблемы со вниманием. В итоге, как в одной из моей прошлых статей про гиперактивность, думаем, что у ребёнка серьёзное заболевание, а в реальности имеем дело с банальной истощаемостью, дефицитом энергии и тонуса. Причины происходящего как раз можно увидеть по внешним наблюдениям за ребёнком во время интеллектуальной деятельности
Практикум наблюдения
От вводной части переходим к практической. Наблюдать необходимо так, чтобы ребёнок не понимал, что вы делаете. Иными словами, не говорите и не давайте знать, что следите. Просто сядьте рядом и понаблюдайте. Это можно делать попутно с другими делами. Можно делать вид, что сами занимаетесь каким-нибудь делом (скажем, читаете), но при этом время от времени бросаете внимательный взгляд на происходящее. Если будете смотреть пристально, не отрываясь, либо, если ребёнок будет знать и понимать, что за ним наблюдают с целью выяснить что-то про него, то нормального эффекта от практикума не будет. Будут получены необъективные наблюдения
На что обращать внимание? Первое и одно из самых важных: смотрим, что происходит с дыханием. Какое дыхание? Оно может быть прерывистым или ровным; поверхностным или глубоким; ритмичным или аритмичным; оно может время от времени пропадать. Думаю, у себя замечали, что если делаешь что-то очень важное и сложное, то в какой-то момент дыхание замирает. О нём вообще не думаешь, но если думаешь, то понимаешь, что какое-то время не дышал. Так вот, это не очень хорошо. Дыхание должно быть ровным и ритмичным, но не быстрым. Конечно, многое зависит ещё от темперамента, от текущей активности, но нужно тренироваться. Вот только в этот раз не предполагаем что-либо исправлять: будем только наблюдать и фиксировать
Помимо того, что дыхание может пропадать, оно также может быть нарушено. Если открыт рот, если дыхание ротовое, либо смешанное, то это тоже очень плохо. Запомните: если у человека (не только у ребёнка) нет чистового носового дыхания, то его нужно в первую очередь лечить. Лишь только после этого можно что-то говорить о качестве интеллектуальной деятельности. Так что, если видим проблемы с дыханием, то тут нужно разбираться с ЛОРом. Единственное, возможен невроз дыхательной деятельности. Это бывает, когда объективных проблем ЛОР не обнаруживает, либо когда были заболевания в прошлом, а привычка осталась. Например, если ребёнку не повезло побывать в реанимации, либо было серьёзное операционное вмешательство в прошлом, с общим наркозом и принудительным дыханием, то скорее всего будут невротические реакции какое-то время сохраняться. Тут тогда другая совершенно история, здесь действительно может помочь Психология и Нейропсихология. В любом случае, наблюдаем, что ребёнок не дышит носом - в первую очередь выясняем, есть ли заболевания дыхательной системы
Почему дыхание так важно? Об этом ещё поговорим не один раз, но в целом, это по той причине, что дыхание является одним из компонентов по поддержанию тонуса мозговой деятельности. Интеллектуальная деятельность требует большого количества энергии. При любой деятельности работаю все 3 блока головного мозга. Один из них относится к подкорковым структурам, к древним областям. Именно эти структуры, именно этот блок, отвечает за тонус всех остальных процессов. И дыхание, очень интересный процесс, протекающий и сознательно, и бессознательно, относится в первую очередь к этому блоку. Это двухсторонние процессы, где с одной стороны дыхание может регулировать опосредованным образом энергетизацию мозговой деятельности, так и они могут влиять на дыхание. У тренированного человека всё происходит на полном автоматизме, особенно если приучить себя, что интеллектуальная деятельность - это тот же спорт, только мозговой. Ведь со спортсменами всё понятно, когда они следят за дыханием. Здесь должно быть такое же отношение и понимание важности, как и со спортом
С дыханием мы коротко разобрались. Теперь понаблюдаем за позой и телом. Дети бывают разные. Одни усидчивые, вторые средние (могут и сидеть ровно, но требуют перерыва), у третьих словно шило в одном месте. Для них долго сидеть уже целая история. Народ не просто так придумал фразу про шило: то место, в котором оно якобы находится, также имеет прямую и двухстороннюю связь с мозговой деятельностью. Усидчивость вполне тренируется. Если ребёнок в целом усидчивый, то это уже большое благо. Неусидчивость проявляется как постоянная смена позы, невозможность "сесть и собраться с мыслями"
Нужно обратить внимание также на то, насколько ровно сидит ребёнок. Если видим позу изогнутой змейки: голова справа, спина прямо, всё остальное слева (это я образно говорю), то есть не в одной линии, то со вниманием также могут быть проблемы. Может быть, даже скорее всего, те же уроки будут сделаны быстро, но вряд ли качественно
Нужна ли поза ровная и прямая, словно спицу проглотил? И да, и нет. Дело в том, что наше тело является зеркалом психических процессов и привычек, а также многих невротических реакций. Прямая осанка должна нарабатываться. Если же её "требовать", постоянно одёргивая человека, то ничего хорошего не выйдет. Прямая осанка действительно важна, но это скорее следствие высокой энергетизации организма, хорошего тонуса и проводимости. Да, можно через определённые упражнения на спину, осанку, добиться обратной связи - повлиять на тонус и прочее, но это делается через упражнения, практики, ту же медитацию
О чём может говорить постоянное желание придерживать голову рукой? Об истощаемости. Только это должно быть именно придерживание. У некоторых входит в привычку банальную просто что-то трогать руками (голову, лицо, шею), либо те или иные предметы. Это уже другое. Если же видим позу, в какой-то момент, где ребёнок придерживает голову, разваливается за столом, то это значит, что пора сделать небольшой перерыв с разминкой, встать из-за стола и т.д.
Коли мы уж заговорили о посторонних предметах в руках... Вы можете наблюдать такую сцену: в какие-то моменты начинается "барабан" ручкой, карандашом. Перебирание руками чего-то мелкого. Кому-то нравится бумажками шуршать. Ещё кому-то нравится словно пританцовывать, в каком-то неслышимом другим ритме. Другие могут качаться взад-вперед - так называемая якитация. Кстати, отдельные товарищи взрослые считают это "признаком дурачины". Судите сами: ваш покорный слуга научился читать в 3 года. Перечитал уйму интересных взрослых книг к середине школы. Писал программы на серьёзных языках программирования в 12. В 15 закончил школу. Имеет несколько образований. Ой, долго хвалиться точно не буду, но есть ещё чем. И да, у меня бывают якитации с возраста трех лет. Если у вас такое же чудо, то скорее всего это чудо-ребёнок. Но мы отвлеклись - то, что я описал, называется моторным беспокойством. Оно возникает, когда мозг находится в активном состоянии. Отдельные его участки даже сверхактивизировались, но остальные ждут своей порции энергии, переключения, но пока не получили. Отсюда желание тела что-то поделать, чтобы потратить лишнюю энергию. Что делать? Чуть сконцентрироваться вниманием на предмете, либо приступить к активной деятельности: писать, рисовать. Иначе говоря, делать то, что называется фазой "активная реализация"
Теперь переходим к лицу. В идеале, который подобен сферическому коню в вакууме, лицо должно быть полностью расслабленным, без каких-либо следов напряжения. Но это идеал, который вряд ли когда-то будет достигнут, да и не столь он нужен. С другой стороны, бывает крайность, когда на лице видим то или иное серьёзное напряжение, гримасы. Плохо ли напряжение и то, что вообще наблюдаем? Оно может свидетельствовать о том, где происходит наибольшая концентрация, а также, где может быть невроз. Чаще всего, напрягаются области вокруг глаз, а также лоб, чуть реже щёки, нос, подбородок. Здесь мы только фиксируем, опять же, так как одним каким-то действием сего не исправить. Тут только работать, заниматься, регулярные упражнения делать
Та же история с напряженным телом. Замечали, что некоторые, особенно кто боится ошибку сделать, сковываются. Если потрогать такого человека, то словно статуя. Тело должно быть мягким, нежным, но никак не напряжённым. О чём говорит такое напряженное тело? О неуверенности в первую очередь, о страхах. Также, об отсутствии привычки расслабляться во время выполнения задачи. Эти практики работают в обе стороны: расслабляешь тело во время выполнения задачи, убираешь скованность - значит частично уже побеждаешь страх. Ну и наоборот
Вообще, тело, мимика, настрой и прочее, во время сидячей деятельности, должны быть как у пилота истребителя. У них это называется расслабленной собранностью или как-то так. То есть с одной стороны, пилот максимально находится в деле и в теме, но с другой стороны, полностью расслаблен и невозмутим. К такому нужно стремиться с детства, этого всего вполне можно достичь. Если этого пробовать достигать, то можно увидеть проявления эффектов: собранность, повышенные интеллектуальные способности, концентрацию внимания и т. д.
Дорогие родители, учителя, воспитатели. Благодарю за внимание и за то, что дочитали статью до конца!
🧐 Этот материал увидел свет два года назад, в 2021 году. Много вышло на страницах моего канала и других публикаций о детях и детской психологии. Понравился текст? Тогда предлагаю вашему вниманию ещё несколько интересных материалов похожей направленности:
✔ Детское развитие и детская многозадачность. Подборка нескольких моих упражнений для развития внимания и многозадачности у детей. Там же описано, для чего это всё нужно и как может им помочь.
✔ Сила Воли — то, что точно стоит тренировать с юного возраста. В Советские годы вышел хороший фильм, что я часто пересматриваю со своими детьми (у меня их пятеро). В нём мальчик решил силу воли развивать, да только слишком далеко дело зашло.
✔ Средний ребёнок в многодетной семье. Говорят, у многих из них психологический комплекс. Так ли это? Рассказывает ваш покорный слуга — многодетный отец.
💥🔆 Олег — мальчик-подросток из Москвы и единственный ребёнок в семье. При этом очень мечтает о младшем брате, чтобы он у него появился. Говорят, не мечтай — ведь мечты сбываются. Так случилось и с Олегом. Мой первый роман о необычных приключениях. Называется книга «Братская любовь» и публикуется глава за главой на страницах этого канала. Интересно? Читайте первую главу!
Игорь Кучаев