Многодетная семья — сложная система, со своими явлениями и феноменами. Так, в многодетной семьей любой бывают старшие, младшие, а также средние дети. Средние дети — самые страдающие и комплексующие, но при этом и самые устойчивые дети. Именно о них сегодня и пойдёт речь.
Эта статья — продолжение цикла, посвящённого многодетным семьям и их проблемам.
Комплекс среднего ребёнка
В психологии существует целый комплекс, описывающий проблемы средних детей. Так и называется «комплекс среднего ребёнка». Давайте разберём типичный случай и условия возникновения такого комплекса.
Младший резко осознал, что стал средним
Жизненная ситуация: полная семья с папой, мамой и двумя мальчиками-погодками дошкольного возраста. Примерно 5-6 лет им. Живут себе прекрасно, дружат. Младшенького любят, всё прощают, лишняя конфетка — тоже ему. К старшему относятся соответственно — с одной стороны за многое больший спрос, чем с младшего, но и права есть, которых у младшего нет. И вот внезапно идиллия рушится: появляется на свет самый младший братик. Или сестричка. И мир бывшего младшего ребёнка рушится: он внезапно становится средним!
Ситуация травмирующая, особенно если на младшего было много внимания, любви, излишней заботы. Все суетятся вокруг теперь уже самого младшего, а про среднего — забывают. Точнее, «забывают», но в детстве, как известно, всё воспринимается иначе, острее, больнее.
Мы, конечно, со взрослой стороны понимаем, что, беременность мамы и появление нового ребёнка на свет не могут быть внезапными. Просто лет в 5 далеко не все дети осознают, что могут появиться дома ещё дети, младшие. Восприятие реальности другое. Да, возможна история, что мама и папа рассказывали и показывали растущий животик беременной мамы, объясняли, что скоро будет пополнение. Тут ситуация не будет столь травмирующей, но все равно — смена статуса так или иначе является пусть лёгкой, но травмой.
Вся наша жизнь — переход от одной травмы к другой. Через травму мы появляемся. Развитие, смена статусов — всегда проходят через боль. Необязательно боль должна быть физической. Просто бывает, что переход мы совершаем достойно, но возможны ситуации, когда в травме человек застрял, переживает её, пережёвывает. Так и появляются комплексы на основе травм, не пройденного до конца пути и недополученного опыта. Один из таких комплексов — комплекс среднего ребёнка.
Старший и младший ребёнок в многодетной семье
У старшего ребёнка ситуация сильно не меняется. Происходит как бы подкрепление, усиление существующего уже статуса старшего в многодетной семье. Он теперь старший вдвойне, но это особо не ощущается. Средненький, по идее, тоже теперь старший. Просто приходится переживать сразу две роли, а это уже сложнее, энергетически затратнее.
Что же младший? Понимает ли он всю трагедию, всю драму? В этой драме ему тоже предстоит сыграть свою роль, если конечно игра была запущена. Далеко не во всех случаях у среднего ребёнка в многодетной семье формируется комплекс, травма.
Я предлагаю жизненные сценарии младших и старших детей в многодетных (да и не только) семьях рассмотреть в отдельной статье. В этот раз хотелось бы заострить внимание именно на среднем ребёнке. Для чего это нужно? Для понимания ключевых факторов, влияющих на появление комплекса.
Жизненные сценарии средних детей в многодетных семьях
Прежде чем перейдём к разборам, хотел бы отметить, что сценариев больше, да и жизнь реальная сложнее любого сценария. Это говорю, как человек, для которого психология что-то значит.
Какие сценарии бывают? Из наиболее популярных: все трое — погодки; двое старших, а затем через несколько лет младший; старший и затем двое или более младших. Наконец, сценарий, когда в семье все старшие, но спустя много лет рождается ещё один ребёнок.
Все дети — погодки
Погодки — дети, у которых разница в возрасте примерно в год, полтора. В принципе, если разница в два года, то я таких также отношу к этой группе. Конечно, когда разница уже в два года, то появляются свои характерные особенности. Тем не менее, если говорим именно о многодетных, то здесь этот фактор несущественный.
Возьмём конкретный случай. Старшему или старшей 7 лет, среднему 5, а младшему 4. Между старшим и младшим разница в 3 года, но между старшим и средним, а также средним и младшим — в пределах полутора-двух лет. Возникнет ли в такой семье комплекс среднего ребёнка? Ответ не будет однозначным, но скорее всего не возникнет. Вряд ли среднего ребёнка нагрузят сильно заботой о младшем. Вряд ли в семейных обязанностях будет какой-то особый спрос со среднего больше, чем с младшего. Единственное, у среднего возможна ситуация, когда вещи от старшего достаются по наследству. Всё, что я называю — это факторы, влияющие на возникновение комплекса. Факторы не означают безусловно, что комплекс будет. Повышается вероятность, но не более того. К тому же, жизнь такая штука, что даже в идеальных условиях родители могут создать проблемы конкретному ребёнку, а может быть и наоборот: казалось бы, все факторы для того, чтобы возникли проблемы, но у родителей хватило ума не допустить этого и всячески ситуацию разрулить.
Должен сказать, что описанный сценарий — один из идеальных. Погодки себя ощущают примерно на равных. Да, тут могут быть выяснение отношений, доказательство превосходства одного над другим, какие-то ещё свары на этой почве. Тем не менее, в норме дети воспринимаются родителями также примерно как равные. Конечно, у старшего может быть побольше прав. Младшему большее простят. Среднему — скорее всего тоже. Интересный факт, но в такой семьей скорее всего свои комплексы разовьются у младшего ребёнка. Да и вообще, именно с самым младшим будут происходить свои особые сценарии. На это накладывает свой отпечаток сама жизнь: старший и средний уже учатся в школе, а младший дохаживает в садик. Старший и средний учатся в ВУЗе, как пример, а младший — заканчивает девятый класс. И таких примеров приведу много.
Старший и несколько младших
Перейдём к другой истории, также очень часто встречающейся. Старший или старшая рождаются, долгое время — единственное чадо. Спустя несколько лет появляется средний, потом младший. Важно, что между старшим и средним ощутимая разница в возрасте, например в пять-шесть лет. У среднего и младшего (или младших) разница уже небольшая. В таком случае, средний как бы старший в своей возрастной группе. Возможно ли возникновение комплекса среднего ребёнка? Оно возможно в любой семье, как я уже говорил, но, говоря чисто о факторах, многое компенсируется. Семья — это система власти. Самый старший — у него уже своя яркая роль: быть старшим и главным среди всех детей. Часто, старший — защита и опора, помощь. Я не говорю про навязываемое некоторыми родителями требование брать их обязанности на себя. Я про то, что идёт «от души». У старшего скорее всего раскроется роль. Характер, психотип этому поспособствует, хотя может и затормозить процессы.
Что со средним? Здесь всё будет как в сценарии «Все дети — погодки», с теми оговорками, что в семье есть ещё на кого опереться. Средний будет восприниматься как старший. У остальных младших, если их несколько, самовосприятие будет как у малышни. Вряд ли там уже возникнет у кого-то комплекс среднего ребёнка. Слишком много компенсирующих механизмов. Единственное, как и всегда, многое могут испортить взрослые, например, особенно выделяя какого-то одного ребёнка.
Двое старших и младший
Возьмём конкретную ситуацию. Старшему — 14 лет, среднему — 11. Младшему — 6. Старший и средний — не погодки, но в одной возрастной группе. Младшего родили через несколько лет после среднего, во вполне сознательном возрасте последнего. Что происходит в такой ситуации?
Во-первых, средний достаточно долго был младшим. Если за это время он успел в этой роли испортиться, то скорее всего переход в роль среднего будет травмой. Особенно, когда волей-неволей всё внимание на младшего. Этот фактор в возникновении комплекса именно в этом случае может быть ключевым.
Во-вторых, разница в возрасте между старшим и средним. Были бы они погодками — было бы меньше вероятности возникновения комплекса. Погодки себя воспринимают почти на равных, да и родители воспринимают таких детей равными. Появление младшего — это именно появление младшего, где как бы двое равных старших.
Все старшие, но появился самый младший
Жила-была себе семья с двумя-тремя детьми, допустим, погодками. Спустя много лет, решили родители, что им нужен ещё один ребёнок. Часто такое желание исходит от мам, переживающих свой кризис среднего возраста. Не будем сильно касаться мотивации, но это вполне частый и естественный сценарий: появление младшего, когда разница у самого старшего и самого младшего — лет 15.
На Руси, да и во многих странах других, особенно на Востоке, существовало правило: младший ребёнок остаётся жить с родителями до их конца. Понятно, что с тех пор много воды утекло, жизнь изменилась. Тем не менее, память даже на уровне клеточном, генетическом осталась. Здесь будет какое-то особое отношение к младшему, причём со стороны всей семьи. Скажется ли как-то на средних детях? И да, и нет. Такой сценарий больше про феномены и комплексы старших и младших детей в многодетной семье: именно при таком сценарии эти комплексы будут ярче всего выражены.
Манифест среднего ребёнка
Любой комплекс можно выразить при помощи слов, словесных описаний, своеобразного манифеста. Не исключение и комплекс среднего ребёнка. Попробуем его выразить словами.
Средний ребёнок обделён вниманием, заботой родителей. Всё их внимание достаётся младшим. Не хватает и материального ресурса: лучшие покупки и вещи достаются старшим и младшим. При этом спрос со среднего идёт, как со старшего, но аналогичных прав старшего у него нет.
Итак, что наблюдаем в случае комплекса?
- Обида на взрослых, родителей. Обида вследствие травмы появления нового члена семьи, младшего ребёнка
- Обделение, нехватка ресурса. Ресурс может быть материальным (вещи, покупки, товары, услуги, образование и т. п.), может быть и нематериальным (любовь, внимание, забота, понимание)
- Дисбаланс прав, привилегий, обязанностей. Обязанности как у старшего, но нет прав, как у младшего или старшего
- Отсутствие мудрости или злоупотребление со стороны взрослых. Там, где систему нужно отладить, всё пускается или на самотёк, или специально подливается масло в огонь
- Личностные особенности. Речь про психотип, характер, темперамент и многие другие подобные факторы
Если ещё короче, то вся проблема в вопросах распределения власти и нахождение не на тех ролях, на каких нужно.
Семья — система власти
Изначально, семейные отношения родителей-детей — это отношения вертикальные. Это касается как отношений между родителями и детьми, так и между детьми внутри семьи. Бывают отношения горизонтальные, на равных, где между участниками чистая любовь и симпатия. Конструкция в норме должна быть прямой, как палка, и очень устойчивой.
В жизни, а особенно сейчас, в век эмансипации (равноправия), пересмотра былых взглядов, конечно уже так не работает. Современная семейная конструкция — это или Пизанская Башня, или какое-нибудь творение архитектора Захи Хадид.
И тем не менее... Инстинкт власти никто не отменял. У лиц отдельных психотипов существует особое стремление к власти, к установлению иерархии. Вы таких людей наверняка знаете — про них говорят «прирождённый лидер», «доминант». Про два таких психотипа у меня есть статьи, советую их почитать.
Представим ситуацию, когда старший ребёнок в семье вроде бы должен быть по своей роли лидером, но сам он по своей природе, по своему складу характера, темперамента, психотипа таковым не является. При этом средний — прирождённый лидер. А ещё в семье несколько младших. Что произойдёт?
Умные родители расставят всех по своим ролям вне зависимости от возрастной позиции. Скажем, особая забота, контроль над младшими будет ролью среднего. В таком случае, скорее всего проблема компенсируется.
Если этого не сделать, то паровоз пойдёт под откос. Неизбежно появление обид, конфликтов, непроработанной энергии. Так и порождаются комплексы.
Дружба — союз двух
Немаловажный фактор — дружба детей в большой семье. У меня есть несколько статей, посвящённых дружбе мальчиков и дружбе девочек.
Многие тезисы применимы и в этой ситуации. Чего не учтено, так это то, что дружба — союз, объединение двух человек. Не бывает дружбы троих. Если трое дружат, то это три пары друзей, может быть объединенных ещё чем-то.
В многодетной семье похожая история. Когда детей много, то обязательно будут пары. Кто-то третий будет лишний. Иногда этот фактор также влияет на возникновение комплекса среднего ребёнка: когда возникают устойчивые отношения двух детей, а третий — сам по себе. Плохо, если это вообще возникает, но гораздо хуже, когда третьим лишним оказывается средний.
Всё зависит от людей
Подводя итоги, хотелось бы особо отметить, что всё зависит от людей, в первую очередь от взрослых. Правда, от самого человека, от его восприятия зависит всё в не меньшей степени.
Дети — это труд. Большая семья требует определённой ответственности от лидеров. Скажем, нужно замечать настроения в коллективе, видеть, что происходит. Зарождение комплексов можно разглядеть. Роль лидера в любом коллективе (а семья — тот же коллектив, малая группа) заключается в создании баланса между двумя противоречиями: необходимо сближать, объединять участников, но при этом не допускать особо тесных отношений, грозящих всему коллективу.
Так что если кто заметил в своей многодетной семье у среднего ребёнка комплекс, то стоит задуматься, проанализировать, откуда это вообще появилось. Ну и решать возникшую проблему.
Благодарю за внимание!
В комментариях хотелось бы обсудить, сталкивались ли Вы сами с таким комплексом? Может быть у Вас есть знакомый, выросший в многодетной семье, страдающий от этого комплекса? А может быть у Вас у самих большая семья — и Вы время от времени видите, что средний страдает от того, что он средний?
Игорь Кучаев