Второклассник Дима Кругликов ради внимания и благорасположения девочки так сильно проникся идеей стать великим человеком, что решил расти над собой, всячески меняться. Для этого он использовал самые разные способы. Как это происходило, и что из этого вышло, и рассказывает фильм. В этом обзоре мы разбираем как сам фильм, так и поднятые в нём психологические и педагогические темы
Продолжаю серию публикаций о хороших фильмах по психологии, в которых раскрываются самые разнообразные темы, затрагиваемые так или иначе этой наукой. В этом плане хороши советские фильмы, особенно о детях, о детстве. Сегодняшний фильм – один из моих любимых. В своё время я его посмотрел – и он настолько хорошо запомнился, что регулярно его пересматривал. Больше того скажу, фильм очень хорошо смотреть с детьми – даже сейчас он выглядит очень актуально, детьми же воспринимается прекрасно. Это могу сказать со всей ответственностью, так как мои дети его смотрели и им понравилось
Краткая карточка фильма
Название фильма: Сильная личность из 2«А»
Режиссёр-постановщик: Анатолий Ниточкин
Сценарист: Геннадий Мамлин
Киностудия: Экран (Останкино)
Год создания: 1984
Страна: СССР, Москва
Известные актёры, исполнители: Женя Пивоваров, Катя Лычёва, Сергей Твердохлеб, Андрей Мартынов, Любовь Соколова, Валентина Теличкина, Виктор Раков, Елена Яковлева и др.
Жанр: Детское кино; Детская комедия
Краткое описание: Фильм показывает несколько мартовских дней из жизни школьника, второклассника Дмитрия Кругликова (его сыграл Женя Пивоваров: впоследствии он снялся в нескольких перестроечных детских и молодёжных фильмах, но потом оставил актёрскую карьеру). Он живёт в Москве вместе с папой, врачом скорой помощи (его сыграл Андрей Мартынов; если кто не знает, он играл в Вечном Зове, а также главную роль в фильме «А зори здесь тихие…»), а также с бабушкой (Любовь Соколова, наша «всесоюзная бабушка»). Мама мальчика – геолог, в фильме показывается только её портрет
Дима влюблён в одноклассницу Зину, к которой неравнодушен и его друг, отличник Толя. Зине симпатичны оба мальчика, хотя Диме кажется, что Толя ей нравится больше из-за своих способностей, старательности, трудолюбия и прочих подобных характеристик (Зина сама – отличница). Однажды на уроке учительница (её блестяще сыграла Валентина Теличкина) рассказывает детям о важности режима дня, силы воли в становлении личности великого человека. Дима настолько заражается этой идей (вот она, сила советской педагогики!), что решает во что бы то ни стало «прокачать свою личность», стать великим. А всё ради чего? Чтобы его заметила наконец Зина и оценила по достоинству! Иными словами, происходит то, что сейчас в наши дни называют «личностным ростом», то есть развитием личности, её становлением. В принципе, весь фильм посвящён теме развития личности, особенно когда за это дело берутся с фанатизмом, как настоящие параноики. Не обошлось без разных смешных и не очень моментов
Интересные факты
Начнём, как водится уже, с интересных фактов и изюминок разбираемого фильма, именно как предмета искусства. Затем уже перейдём к психологическому разбору
Действие фильма происходит в Москве, в районе Речного Вокзала. Кстати, что интересно, снимали те же окрестности, те же дома, что и в «Москве слезам не верит»: кто помнит, там был момент разборок между Гошей и хулиганами. Очень занятно посмотреть на Москву тех лет, например, на «Парк Дружбы». Дело происходило в 80-е годы, но ещё до Перестройки. Редкий момент: в те годы уже начали, хотя и очень аккуратно, снимать фильмы на острые темы. Характерен антураж 80-х, но ещё без упадка, наблюдаемого в более поздние годы
Ещё фильм интересен актёрским составом. Между прочим, это первый фильм, в котором снялся известный в наши дни актёр Виктор Раков. Да-да, с этого фильма началась его карьера: здесь он сыграл эпизодическую роль рабочего на стройке. Кстати, его напарница была сама Елена Яковлева. Здесь у неё тоже эпизод. Про Любовь Соколову я уже говорил – у неё здесь роль второго плана, но не эпизод
Кстати, о ролях первого плана – главную роль девочки Зины сыграла сама Катя Лычёва. Если кто не знает, в Перестройку был такой классный лозунг, явно придуманный остряками: «Страной рулят 3 женщины: Катя Лычёва, Алла Пугачёва, да Раиса Горбачёва». Кто же она такая? В 80-е годы была в моде идея конвергенции и разрядки в отношениях Востока и Запада. К нам в СССР по приглашению Юрия Андропова приехала Саманта Смит в качестве «Посла Доброй Воли»; это было в 1983 году. В ответ СССР также отправил свою школьницу. Отбирали претенденток целый год, из нескольких тысяч кандидатур. Выбор пал на Катю Лычёву. Возможно сказалось, что она, во-первых, из приличной семьи, а во-вторых, у неё уже имелась неплохая анкета, послужной список: несколько сыгранных ролей в детских фильмах, ну и приятная, фотогеничная внешность. В сегодняшнем фильме она снималась как раз до конкурса
В фильме нет «чернухи» и прочего подобного, но и нет этого вот лоска наигранности, слащавой правильности. Знаете, из серии, что пионер должен быть прямо-таки весь такой из себя другим ребятам пример, без единого изъяна. Поскольку в жизни так не бывает, то смотрится со стороны так себе. В фильме «Сильная личность из 2«А»» таких моментов нет: школьники играют самих себя, настоящих, без наигранности. Пожалуй, этим фильм по-особенному цепляет
Что ещё хотелось бы отметить? Пожалуй, наверное, архитектурную тему. В фильме вскользь показывается, что у Зины папа – архитектор. Живут дети все в одном доме (да, так часто бывало в те годы, что одноклассники ещё и соседи по дому) особой архитектуры. Нестандартные планировки квартир, большие лестничные клетки. Причём характерно, что дом – не «сталинка». Так вышло, что в районе Речного Вокзала как раз было построено много экспериментальных домов и жилых комплексов. Некоторые дома строили специально к Олимпиаде-80. Не сказать, что это прямо связано с сюжетом фильма, но очень интересно для внимательного зрителя. Всё-таки приятно замечать в фильме разные интересные детали
Феномены психологии
Ну а теперь, предлагаю перейти к разбору психологических явлений и феноменов, показанных в фильме. Самая главная тема в фильме – развитие силы воли. Про это говорится явно и много раз. Для Димы Сила Воли становится эдаким Сан-Граалем, Панацеей. Он считает, что стоит этой силы достичь, то сразу станешь Великим. А раз станешь великим человеком, то на тебя конечно же обратит лучшая девочка в классе. Короче говоря, как во многих историях бывает, шерше ля фам: ищите женщину
Как Дима представляет себе «прокачку» силы воли? Конечно же, за счёт соблюдения режима дня. Ведь, как говорилось в фильме несколько раз, великие люди потому и стали великими, что не тратили своё время на пустяки. Дело в том, что на уроке труда Дима изобрёл какую-то неведомую штучку из ниток и пуговиц, единственная цель которой: «чтобы крутить». В то время Димин друг-рукодельник Толя склеил за урок из картона и бумаги модель паровоза. Ведь «Димкина бабушка работала на железной дороге, а у неё скоро День Рождения». Учительница похвалила Толю, недоумевала от изобретения Димы. Когда же Дима пришил свою штучку к платью впереди сидящей девочки, учительница и вовсе расстроилась, сказав, что как он может стать великим и «способствовать прогрессу» (ещё одна любимая фразочка из этого фильма), если он только портить всё умеет
В итоге Зина в тот день решила обращать внимания больше на Толю на прогулке, что задело Диму. Ну как, вполне такие типичные женские манипулятивные техники. Они возымели своё – Дима в тот же день решил меняться. В гостях у Зины он ещё больше проникся идеями личностного роста, изменения и преодоления себя
Что же происходило дальше? А дальше решено было заняться, как сейчас говорят, тайм-менеджментом (он же ещё называется «управление временем»). Дима составил расписание. Утром – подъем, завтрак, школа. Потом обед, чтение, ну а дальше дружба с Толей (ага, по расписанию!), а затем помощь старшим по дому. Всё это очень хорошо, вот только Дима, развивая силу воли, решил твёрдо стоять на своём и ни в коем случае не менять расписания, чтобы не происходило. В принципе, ему это удалось, вот только поссорились они с Толей. К слову, у них очень занятная дружба. Толя – творческий, рукодельный, правильный, спокойный, временами нерешительный. Димка – авантюрный, решительный, волевой. Дружат они вполне по канонам мальчишеской дружбы, о которой я уже писал в статье «Не схлестнёшься – не задружишься»
Впрочем, Димка Кругликов дружит со многими ребятами. В классе у них целая хоккейная ватага, в которой предводительствует мальчик по фамилии Вострецов (в фильме, сколько не пересматривал, его имя не упоминается). Про этого мальчика мы ещё поговорим отдельно. Важно, что дружба с этими ребятами по расписанию («Помощь старшим по дому») закончилась вообще весело: «помощнички» навели бардак жуткий в квартире, устроив там настоящий хоккей, а как запахло жареным (пришла грозная бабушка), то сразу сбежали. Димке пришлось отдуваться за всех, чуть не получив как следует от бабули. Правда, что показательно, убеждать он умеет. Бабушка, правда, пообещала ему «педагогику показать», если не уберётся в квартире. Эти угрозы, впрочем, не переломили Димину упёртость: следование расписанию превыше всего; даже неиллюзорные угрозы для пятой точки ему оказались не страшны. Улучив момент, он все равно сбежал, бросив уборку на половине пути (прозвенел звонок будильника, возвестивший об окончании времени, отведённого на помощь по дому; далее у него следовала часовая прогулка). Впрочем, бабушка у Димы добрая, отходчивая)).
Не буду пересказывать весь фильм полностью. В фильме показана хорошо дружба мальчиков; показано, как не надо управлять временем (в психологии считается, что расписание для человека, но не человек для расписания: надо уметь быть гибким, менять расписание, если это нужно); показаны взаимоотношения детей друг с другом. Ещё характерно, что у каждого из главных героев (детей) – свой яркий психотип. Не буду намеренно описывать психотип каждого из них – предлагаю это обсудить в комментариях. Нужно же как-то разнообразить – не всё мне повествовать!))
Чем впечатлил фильм лично меня?
Теперь хотелось бы немного рассказать о своих личных впечатлениях. Чем впечатляет фильм меня? Почему он не оставляет равнодушным настолько, что время от времени пересматривается мною?
Во-первых, понравилась актёрская игра. Дети-актёры сыграли очень хорошо, без наигранности. Я, перефразируя Станиславского, скажу, что «Верю!» - не возникало ни разу чувства, что смотришь на результаты вымученной игры. Нет, такого не было ни разу, что добавляет плюс в общую оценку фильма
Во-вторых, понравилась тематика. Тут же самая настоящая психология: личностный рост, управление временем, мотивация и всё такое. Это всё круто, но можно было снять очередной серый скучный фильм (таким часто грешат государственные проекты). Такой, знаете, где всё правильное, глянцевое, что аж тошнит. Вот такого «шедевра», к счастью, команда авторов фильма не сняла! И это ещё один плюс, это ещё одна причина, почему фильм получился «смотрибельным». Кстати, если детям современным фильм специально включить, то смотреть они его будут. Даже досмотрят до конца! Не так много старых фильмов, которые нравятся детям современным
В-третьих, в фильме много юмористических моментов. Нет, не в духе очередного Ералаша, где юмор – самоцель. Здесь как раз юмор к месту получился. Жаль, что режиссёр не снял больше детских фильмов…
Что ещё меня впечатлило? Не могу не отметить тот факт, что дети в фильме очень самостоятельные, несмотря на свой юный возраст. Да, ребята, что играли в фильме, были чуть постарше своих героев (9–10 лет было актёрам, в то время как их герои были восьмилетки), но тем не менее, в те годы дети были гораздо самостоятельнее нынешних. Могли сами себя обслужить, сами всё организовать; в школу тоже сами собирались. Например, у отличника Толи мама вообще была таксистом, работала в ночные смены. При этом мальчик сам вставал утром, в школу собирался, из дома выходил и добирался до своих занятий. Не заметил, чтобы кто-то засиживался над уроками с родителями, бабушками-дедушками (хотя они во всех представленных семьях дома были: что Дима, что Зина – хорошие внуки своих бабушек-дедушек, живущих с ними под одной крышей). Как-то это всё уже бросается в глаза в наше время, особенно мне, у которого детей-младшеклассников трое. Кстати, что тоже заметно, речь у ребят в те годы богатая, развитая
Можно, конечно, сказать, что тут представлены ребята из благополучных семей, живущих в Москве, да ещё и, похоже, в непростом районе города. Тем не менее, это не сливки общества – средний класс, я бы сказал. Даже не самый средний, честно говоря: у Зины папа – архитектор, но у Димы отец работает на скорой помощи (тогда врачи в среднем жили получше, но все равно не были особо богатыми; правда, у Димы мама – геолог. В те годы геологи имели неплохой доход, но могли не видеть семью по полгода, как в нашей истории), а у Толи мама – таксист. Кто-нибудь скажет, мол, чего хотели, если семьи благополучные, а ведь в неблагополучных семьях могло быть и по-другому. Всё так, хотя если брать неблагополучные семьи тех времён, то даже у них в целом ситуация по развитию ребёнка, когнитивных и прочих способностей его была лучше, чем это часто происходит в наши дни. Мы ещё обсудим эту тему в будущих публикациях обязательно, но это вот просто на заметку
Если говорить про школу, то вроде бы школа самая обыкновенная, но всё-таки кое-что бросилось в глаза! Впрочем, об этом я хотел поговорить сегодня отдельно
Как смогли заставить работать в школе неусидчивого ребёнка на примере одного из героев фильма?
В классе Димы Кругликова учится мальчик по фамилии Вострецов. Почему-то не сказано, как его зовут по имени, хотя роль его тут второстепенная, но никак не эпизодическая. Он появился несколько раз, причём два раза в сценах школьного класса. Чем показательна роль, а точнее, её герой?
Дело в том, что мальчик на вид явно активный (в наши бы годы его вообще отнесли к гиперактивным детям), более того, отвлекающийся. В первой сцене учебного класса он сидит под партой и кормит черепашку. Во второй сцене – та же история, но уже с кроликом. Мальчик увлечённо кормит зверушек и, казалось бы, не замечает всего вокруг. А вот и нет – когда учительница его спрашивает, то он встаёт и даёт чёткий и правильный ответ. Не просто даёт, а рапортует, да ещё так, словно действительно внимательно всё слушает (кстати, скорее всего так и есть!), хотя по виду и не скажешь. Также, Вострецов является, походу дела, командиром классной ватаги, играющей в хоккей и прочие подвижные игры. Затейник. Срыватель покровов и ломатель шаблонов, а также упрямых товарищей заодно: «Ах у тебя уборка по дому, но нечего убирать? Ну мы тебе поможем! Ведь мы твои друзья!». Потом принёс море мусора от соседей, да ещё и других ребят сподвиг помочь Димке. Кстати, смачно получил потом от бабушки Димкиной, когда она увидела, во что «друзья-помощнички» превратили квартиру (у детей подобного психотипа частенько заканчиваются их подвиги таким вот образом). Короче говоря, перед нами яркий портрет гипертимного ребёнка
Что бросилось в глаза? Подход школы и, конкретно, учительницы к ребёнку. Заметьте, что здесь не было репрессивных мер против необычного учащегося. Наоборот, найден был компромиссный вариант: ученик ведёт себя так, как ему удобно, но отвечает правильно, учится хорошо. Почему-то считается, причём неверно, что советская школа была жутко консервативной и репрессивной. Да, может быть, в массовом плане так оно и было, но! Здесь наблюдаем совершенно другую картину: инновационные подходы к ученикам, увлечённую своей работой учительницу. Кто-то скажет, что это кино, в жизни так не бывает. Нет, очень даже бывало, даже в те годы. Просто такое практиковалось не везде, но как правило, молодые педагоги, а также просто увлечённые педагогические работники были во все времена. И уже тогда придумано было множество практик, психологических и педагогических приёмов по тому, как научить каждого ребёнка. Больше того скажу, именно в те времена многие методы, используемые ныне, как раз и были придуманы, разработаны
Заметьте, что учительница вообще никого не репрессировала в классе. Даже самых озорных, странных, «глупых». Скорее наоборот – очень мягко, но верно вела детей к нужной и правильной дороге по получению знаний в школе. Показательно, как она отнеслась к Диминой работе по труду (та самая история с пуговицей на нитке). Посмотрите на микромимику преподавателя: с одной стороны на её лице восторг, причём секундный, но потом пришлось сделать строгое лицо, так как всё-таки ситуация, когда и отругать нельзя (потом вообще ничего ученик делать не будет, не захочет), но и похвалить было бы странно; при этом, вроде и круто, фантазия работает как следует. Дилемма! Но как при этом хорошо вышла учительница из ситуации
Или вот ещё пара показательных примеров. В одной ситуации Дима пришил своё изобретение к форме впереди сидящей соседки. Как отреагировала учительница? Могла ведь и наорать, два по поведению влепить, отправить к директору, вызвать родителей. Море вариантов, что могло бы произойти. А вот нет, не произошло! Она очень аккуратно, но эмоционально высказала Диме, что так делать нельзя. Думаю, что неплохо подействовало, потому что видно, что учителя здесь слушают, уважают, а сказанное ей детям всё впитывается и доходит до самых глубин души. Второй пример – когда Дима неправильно решил пример, а потом и вовсе ушёл в другую степь, учительница не стала громить, орать и всё такое. Нет, она всего-навсего действенно, но аккуратно высказала своё недовольство. Предложила ученице посчитать, какую оценку надо поставить ученику, если он из представленных задач решил меньше половины. Всё делалось достаточно спокойно, без эмоционального, как сейчас любят говорить, абьюза
Подытожу. Учительница здесь явный положительный герой. Строгая, но мудрая, справедливая. Чем-то напоминает один описанный мной архетип))
Рекомендации и итоги
Фильм я всячески рекомендую всем, кто не смотрел, посмотреть. Кто смотрел, но давно – пересмотреть. Если есть возможность, посмотрите фильм с детьми, либо предложите им посмотреть его самостоятельно. Многие из поднятых тем в фильме актуальны, показательны и ныне. Короче говоря, фильм – явный win и достоин просмотра!
Буду очень рад вашим комментариям, мнению как по самому фильму, так и по поднятым в нём темам. Думаю, что последнее будет даже интереснее и актуальнее всего
Благодарю за внимание,
Игорь Кучаев. Канал «Психология человеческих различий»