Найти тему
Zikhia est pars Abazgia

48. Обезы

В современной историографии утвердилось ошибочной мнение будто бы зихи — это прямые предки адыгов. И это несмотря на то, что между этими народами никакой связи не обнаруживается, разве что только из некритического истолкования источников.

Аргумент, опровергающий связь адыгов с зихами, основывается на ретроспективном анализе всех известных данных. То есть, если двигаться из сегодняшнего дня в прошлое делая один шаг за другим, и с каждым таким шагом прослеживать связь адыгов одного времени с адыгами, которые находились во времени на шаге в прошлом. Шаг за шагом, и таким образом дойдём до XV века. Но на этом связь обрывается. Получается, что имеющие у нас данные позволяют проследить непрерывную связь между современными адыгами и адыгами только XV века. На этом всё. Нет ни письменных данных раннее XV века, ни археологических, которые бы связали адыгов с коренным населением Кавказа вообще, не говоря уже о зихах. Видимо предания кабардинцев о переселении их из Крыма на Таманский полуостров в XIV-XV веках, записанные разными авторами (Райнеггс, Люлье, Каменев) в разное время, является истинной правдой.

Пьетро Весконте. Факсимиле карты Черного моря. 1318 год
Пьетро Весконте. Факсимиле карты Черного моря. 1318 год

К вопросу о этнической принадлежности зихов (джиков) следует обратить внимание на средневековые грузинские летописи, в которых термином «Джикети» называлась страна к северу от Бзыби, и которую населяло абазское население. Обратить внимание следует и на русские летописи, где под именем «обезы» имелось ввиду это же население. Ещё академик Н. Я. Марр указывал, что абхазо-абазинский термин «абаза» является источником для термина «обезы», известного из русских летописей.

В Галицко-Волынской летописи обезы упоминаются в связи с половецкими ханами Атраком и Сарычаном. Под 1201 годом, когда Владимир Мономах, изгнавший Атрака «во обезы, за Железные врата», где он находился до самой смерти московского князя.

В лето 6709. «Одолевша всимъ поганьскымъ языком ума мудостью, ходяща по заповедемь Божимъ: устремил бо ся бяше на поганыя, яко и левъ, сердитъ же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и коркодилъ; и прехожаше землю ихъ, яко и орелъ, храборъ бо бе, яко и туръ. Ревноваше бо деду своему Мономаху, погубившему поганыя измаилтяны, рекомыя половци, изгнавшю Отрока во обезы, за Железная врата, Сърчнови же оставшю у Дону, рыбою оживъшю. Тогда Володимерь и Мономахъ пилъ золотом шоломомъ Донъ, и приемшю землю ихъ всю и загнавшю оканьныя агаряны. По смерти же Володимере оставъшю у Сырьчана единому гудьцю же Ореви, посла и во обезы, река: «Володимеръ умерлъ есть. А воротися, брате, поиди в землю свою. Молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия. Оже ти не восхочеть, дай ему поухати зелья, именемь евшанъ». Оному же не восхотевшю обратитися, ни послушати, и дасть ему зелье. Оному же обухавшю, и восплакавшю, рче: «Да луче есть на своей земле костью лечи, и не ли на чюже славну быти». И приде во свою землю. От него родившюся Кончаку, иже снесе Сулу пешь ходя, котелъ нося на плечеву.»

В Лаврентьевской летописи обезы упоминаются дважды, под 1154 годом, когда Изяслав «превелъ жену собе изъ Обезъ». И под 1223 годом, когда монголы покорили «ясы, обезы, касогы и половець».

«В лето 6662. Посла Изяславъ сына своего второе противу мачесе своей, бе бо превелъ жену собе изъ Обезъ. И усрете ю Мстиславъ в порозехъ, и приведе ю г Кыеву, а сам иде Переяславлю Изяслав же створивъ свадбу поя ю жене.»

В лето 6731. И мы слышахом, яко многы страны поплениша: ясы, обезы, касогы и половець безбожных множство избиша, а инехъ загнаша и тако и змроша, убиваеми гневом Божьимь и пречистыя его матере.

В Новгородской первой летописи старшего извода обезы упоминаются только один раз, под 1224 годом, повторяя Лаврентьевскую летопись за 1223 год.

Въ лѣто 6732. Слышахомъ бо, яко многы страны поплѣниша, Ясы, Обезы, Касогы, и Половьчь безбожьныхъ множьство избиша, а инѣхъ загнаша, и тако измроша убиваеми гнѣвомь божиемь и пречистая его матере;

Летопись по Воскресенскому списку упоминает обезов трижды, в двух случаях повторяя Лаврентьевскую летопись: под 1153 годом, о женитьбе Изяслава; под 1223 годом, среди покорённых монголами народов; и под 1346 годом, летопись сообщает о большом море, от которого пострадали многие народы, среди которых были и обезы.

Въ лѣто 6661. Посла Изяславъ сына своего Мьстислава на Половцѣ къ Песлу, зане пакостяху по Сулѣ; онъ же не дошедъ ихъ возвратися воспять. На ту же осень посла й отецъ его противу мачесѣ, съ Володимеромъ Андрѣевичемъ и со Берендѣи, и ходиша до Олешья и не обрѣтше ея возвратишася, послалъ бо бяше Изяславъ по другую жену себѣ во Обезы.

Въ лѣто 6731. Про сихъ же слышахомъ, яко многы страны поплѣниша Ясы, Обезы и Касогы; пріидоша же на землю Половетскую, и Половцемь ставшимъ, а Юрьи Кончаковичь бѣ боліи всѣхъ Половець, и не може стати противу лицу ихъ, но бѣгающу ему;

Въ лѣто 6854. Того же лѣта казнь бысть отъ Бога на люди подъ восточною страною на городъ Орначь, и на Хазторокань, и на Сарай, и на Бездежъ, и на прочіи грады во странахъ ихъ; бысть моръ силенъ на Бесермены, и на Татары, и на Ормены, и на Обезы, и на Жиды, и на Ѳрязы, и на Черкасы, и на всѣхъ тамо живущихъ, яко не бѣ кому ихъ погребати;

Воскресенская летопись сообщает о обезах в составе стран, которые были завоёваны Тамерланом.

Въ лѣто 6903. А се имена тѣмъ землямъ и царствомъ, ихже поплѣнилъ Темиръ Аксакъ: Чагадае, Хорусане, Голустніа, Китай, Синяа орда, Ширазы, Испаганъ, Орначь, Гилянъ, Сизъ , Шибранъ, Шамахи, Савасъ, Арзунумъ, Тефлизи, Тевризи, Гурзустани, Обези, Гурзіи, Багдаты , Темиръ Кабы, рекше Желѣзнаа Врата, и Асирію, и Вавилонское царство, идѣже Новходоносоръ былъ, иже Іерусалимь плѣнилъ и тріехъ отрокъ, и Севастію, идѣже мучены 40 мученикъ, и Арменію Великую, идѣже былъ Григорій епископъ, и Дамаскъ великій, и Сарай великій; съ всѣхъ сихъ земель Темирь Аксакъ дани и оброки имаше, и на войну ходятъ съ нимъ. И съ всѣхъ сихъ странъ събравъ тмочисленыа плъки, и пріиде съ многою силою на царя Тахтамыша, и бывшу бою межи ими, и одолѣ Темиръ Аксакъ, а Тахтамышь побѣже.

Киево-Печерский патерик, XIII век, запись датирована XI веком. Обезы упоминаются вместе с греками, в сотрудничестве с русскими в области религии и культуры:

И сиа слышавша грѣци, ужасни быша о отвѣте, приведоша же и инѣхь купець много, иже бѣша оттуду путешествовавше с тѣми, грѣци и обези. И глаголаху: «Пред сими ряд сотворихом, злато взяхомь от руку ею, и ты не хощеши намь явити ею. Аще ли преставилася еста, яви намь образъ ею, да и сии видят, аще та еста». Тогда игумень изнесе пред всѣми икона ея. Вѣдѣвши же грѣци и обези образъ ею, и поклонишася, глаголюще, яко: «Сии еста воистинну, и вѣруемь, яко жива еста и по смерти, и можета помогати, и спасати, и заступати прибѣгающих к нима». Вдаша же и мусию, иже бе принесли на продание, еюже святый олтарь устроиша.

Итак, русские летописи, кроме всего прочего, информируют нас о шести исторических эпизодах, в связи с которыми упоминаются обезы:

  1. 1154 год, о женитьбе Изяслава на невесте из Обез;
  2. 1201 год, о изгнании половецкого хана Отрока в Обезы;
  3. 1223 год, о покорённых монголами народах Северного Кавказа, среди которых есть и обезы;
  4. 1346 год, о большом море, от которого пострадали многие народы Крыма и Северного Кавказа, в том числе и обезы;
  5. 1395 год, о завоёванных Тамерланом странах, среди которых упоминаются и Обезы.
  6. 1080-е года, обезы, греки сотрудничают с русскими в области культуры и религии;

Следует учитывать, что под термином "Обезы" в русских летописях понималось не только этническое население, но и население политических образований. К тому же весь абазский этнический ареал был разделен на два политических образования; на Абхазское княжество (Южная Абазия), населявшее территорию между Грузией и Гагрским хребтом, и собственно Абазию (Северная Абазия), которая располагалась между Гагрским хребтом и Туапсе. Таким образом в трёх случаях (1, 5, 6), под Обезами имеется ввиду Южная Абазия, в двух других (3, 4,) – Северная Абазия, и в одном случае (2) – Грузия.

  1. Вероятнее всего Изяслав женился на невесте из Южной Абазии, такой вывод делается, поскольку существовал обычай, когда князья роднились с князьями из других стран. А так как именно Южная Абазия представляла собой традиционное феодальное государство, с сильной центральной властью, то выбор русских князей мог пасть только на невесту из этих мест. С другой стороны, в грузинских летописях относительно того времени нет упоминания о том, что грузинская княжна выходила замуж за русского князя.
  2. Половецкий хан Отрок (Атрак) был изгнан в Обезы, под которыми следует понимать Абхазское царство, объединившее Грузию, периода правления Багратионов. Существует известный факт, что хан половецкий Атрак после поражения от русских ушёл на территорию современной Грузии, которая, в свою очередь, в то время находилась в составе Абхазского царства.
  3. Под Обезами, которые были завоёваны монголами следует понимать Северную Абазию, как сопредельную территорию Касогии, Алании и Кипчакских степей. По крайней мере, Южная Абазия никак не могла быть завоёванной монголами в 1222 году.
  4. В списке народов, которые пострадали от мора, нет непосредственных соседей Южной Абазии. Армяне (крымские), генуэзцы, евреи, и татары населяли Крым; черкесы и обезы – Западный Кавказ. Но так как Северная Абазия непосредственно находилась в соседстве с перечисленными народами, значит её и следует понимать под именем «Обезы».
  5. В списке стран, завоёванных Тамерланом под Обезами, следует понимать Абхазию (Южную Абазию), поскольку при перечислении стран, Обезы упоминаются рядом с Грузией.
  6. Под обезами, сотрудничавшими с русскими в области культуры и религии следует понимать абхазов, так как они в отличии от северных своих сородичей, были более ревностными приверженцами христианства.

Леонид Иванович Лавров в своей работе «"Обезы" русских летописей» (1946 год) высказал своё мнение, что из этих пяти эпизодов (1-5), только в одном случае (5) под обезами упоминаются абхазы, в остальных случаях – джики, то есть, предки современных абазин. К абазинам он отнёс больше эпизодов, чем следовало, а к абхазам – меньше. Также упустил факт пребывания хана Атрака в Грузии. Эти упущения замечательного учёного можно отнести к трудным послевоенным годам, ко времени, когда было много утрачено, и ещё мало что восстановлено.

Мнение другого выдающегося учёного, Г. В. Цулая, которое он выразил в своей статье «Обезы по русским источникам» (1975 год) состоит в том, что под обезами именно абхазы не упоминаются, под этим именем упоминаются либо грузины, либо абазины. Из шести эпизодов, по его мнению, только два касается абазин, с этим можно согласиться. Нельзя согласиться с тем, что в остальных случаях следует исключить абхазов, аргументы для этого, кажется, слишком притянуты. «Невеста из Обез» согласно Цулая – это Русудан (дочь Георгия III). Но в действительности, Русудан вышла замуж не за русского князя, а за византийского севастократора Мануила Комнина. Таким образом, невестой для русского князя «из Обез» она не могла быть. Хотя может так статься, что в крови у Русудан было больше абхазского, чем «иверского».

Необъективность Цулая проявлялась и в других случаях, например, он взял запись из Палеи толковой, где утверждается, что «авер иже суть обезы» (иверы – это абхазы), и из этого сделал далеко идущие выводы, что под именем обезов фигурируют не абхазы, а грузины. И саму же запись «авер иже суть обезы» Цулая понял так: мол, обезы – это аверы. Тем не менее есть различие между утверждениями «иверы – это абхазы», и «абхазы – это иверы». «Авер иже суть обезы» следует понимать, что иверы – это подразделение абхазов, а не наоборот, то есть, составная их часть. А это значит, что русские источники хорошо знали абхазов и не знали иверов, но когда узнали, то отнесли их к подразделению абхазов. Например, из утверждения, что все тверяки – это русские, нельзя же сделать вывод, что все русские – это тверяки?

Ведь в этой записи речь идёт вообще не об обезах, а об аверах. И чтобы описать принадлежность аверов, русские источники посчитали необходимым употребить термин «обезы». Это объяснимо, ведь Грузия в то время была частью Абхазского царства. Как если бы кто-то не знал, кто такие тверяки, а ему сказали, что тверяки иже суть русские…

Всякая селёдка – рыба, но не всякая рыба – селёдка. Тогда всякий грузин, был гражданином Абхазского царства, но не всякий гражданин Абхазского царства был грузином. Следовательно, далеко не всегда, когда употреблялось слово «обезы» это касалось именно грузин. Поэтому из упоминаний Обез в русских летописях, к грузинам следует отнести только один эпизод, и три эпизода – к абхазам.

Цулая также отнёс к грузинам и «Якова-обежанина» из повести «Сказание о Вавилоне», на основании аргумента, что, мол, этот обежанин оставил надпись, а так как письменность была только у грузин, следовательно, по его мнению, в этом произведении речь шла о грузине. Тут упускается из виду, что в художественном произведении, каким является «Сказание о Вавилоне» автор мог придать своим героям любые качества, в том числе и владение письменностью. Это не зависело от того, была ли письменность на самом деле у абхазов или не была, то было просто художественным мотивом. И важно, конечно, не это. Важно, что сами имена «обезы», «обежанин» – производные от слова «абаза», имя, которое принадлежит только абазинам и абхазам.

#абазги #абхазы #садзы #апсилы #абаза #кавказ #восточное причерноморье #джикетия #зихия