Развод не всегда означает конец отношений. Иногда они тянутся как вялотекущая болезнь: ты и не здорова, и не больна. Воспоминания, опасения, страхи, нерешённые материальные вопросы, проблемы с детьми. Бывает и хуже – надежды на воссоединение: а вдруг он изменится? Станет нормальным человеком: бросит пить, блудить, вредить... Необорванные связи забирают энергию и не позволяют жить полной жизнью.
– Девочки, что празднуем? – спросила я, войдя в офис и видя, как мои сослуживицы с утра пораньше поедают торт.
– Свободу! – оживлённо ответила Сусанна, наш главбух. – Мой Сашка женился.
Саша – её бывший муж – абьюзер, которого исправит только деревянное жилище в полный рост под цементной плитой.
– Неужели? – удивилась я. – Как узнала? Сам сказал?
– Если бы! – хмыкнула она. – Он шифруется, не говорит. Фотографии нашла на странице его новой жены вконтакте.
– А как ты поняла, что она его жена?
– Случайно, стала рассматривать профили его друзей и наткнулась.
– Значит, женился, – констатировала я.
– Не только. У него сын недавно родился. Представляешь, как я обрадовалась?!
– Представляю. Поздравляю!
Я села к столу и принялась за торт.
Сусанна радуется, и я её понимаю. Она с трудом получила развод, а потом ещё пару-тройку лет выслушивала исповедальные разговоры по телефону с обещаниями измениться и крокодиловыми слезами, хлюпающими в носу кающегося грешника. Саша не хотел её отпускать. Говорил, что не позволит снова выйти замуж. Она – его женщина навсегда.
Сусанна, как человек решительный, избегала встреч с экс-супругом и с надеждой ждала, что он найдёт себе новую пассию и переключит на неё внимание. Мужчина видный, женским вниманием не обделён.
Зла своей преемнице не желала, но другого способа освободиться не видела. Успокаивала себя, что сама виновата, приняла роль жертвы. Возможно, новая подруга окажется боевой, скрутит его в бараний рог так, что он и подумать не сможет о всяких глупостях.
– Как я ни отнекивалась, – призналась Сусанна, наливая мне чай, – всё же чувствовала свою ответственность за Сашку. Представляла: вот появится на пороге избитый, без денег, заканючит: "Пусти переночевать, мне некуда идти. Я понял, осознал, больше такого не повторится...". Как не впустить? Ведь загнётся на улице.
– Да уж, – поддакнула я, представив картину: двухметровый Сашка, грязный, с поникшей головой. Чуть слёзы не навернулись.
С виду неплохой мужик, разговорчивый, приветливый, никогда бы не подумала, что абьюзер, если бы не знала правду.
– Не жалеешь? – вступила в разговор Антонина Васильевна, менеджер по работе с клиентами. – Где ты сейчас мужика найдёшь?
– Смеёшься? – с вызовом ответила виновница торжества. – Да я только сейчас жить начну. Пока думала, что он один, чувствовала между нами связь. Шутка ли? Десять лет вместе прожили, спали под одним одеялом. А сейчас, когда у него новая семья: жена, сын – всё наконец-то кончено, порвана последняя нить. Нас больше ничего не связывает. Нас нет, есть я и они. Больше никаких обязательств, я свободна!
– Что собираешься делать? – спросила Людочка, менеджер по персоналу.
– Махну на юг, – ответила Сусанна и мечтательно посмотрела сквозь нас. – Море, солнце, турки, кальяны, гранатовое вино...
– Только турка не надо! – решительно заявила Антонина Васильевна. – Я недавно на турецкие сериалы подсела, просмотрела уже штук пять. Как ни сюжет, так обязательно женщины умоляют своих мужчин не отправлять врагов к праотцам. Уж больно горячие мужики, то и дело хватаются за оружие. Честь, месть и всё такое. Глаза кровью наливаются. Жуть!
– Правда что ли? – разочарованно вздохнула Сусанна.
– Ерунда всё это, – заверила Людочка. – С ними же никто серьёзных отношений заводить не собирается. А поначалу они ласковые, внимательные, лучше наших. Подарки дарят, выгуливают, а уж ночи! Хотя я лично предпочитаю итальянцев. Жалко, что сейчас Италия закрыта!
– Как не стыдно! – остановила её Антонина Васильевна. – Сусанне скоро сорок, ей о будущем думать надо, а не как время убить. Серьёзнее пора быть! Я вот среди наших клиентов одного присмотрела. Всего 60, три раза в неделю посещает бассейн и тренажёрный зал, неженат, я спрашивала. Высокий, подтянутый, даже не лысый. Благородная седина. Чем не жених?
– Для кого? – не поняла Сусанна.
– Для тебя, – ответила Антонина Васильевна, сама она почти тридцать лет была счастлива в браке и не мыслила другого образа жизни.
– Для меня 60-летний старик? – удивилась Сусанна.
– Да ты глазом моргнуть не успеешь, как тебе будет 60. Всего каких-то двадцать лет осталось.
– Да я лучше моргать не буду! – возмутилась Сусанна. – Так с широко открытыми глазами и пущусь во все тяжкие!
Она доела остатки торта, запила чаем и поднялась.
– Пошла к директору писать заявление на отпуск. Ариведерчи! Не поминайте лихом!
Из коридора послышалось, как она запела песню Земфиры:
Корабли в моей гавани.
Не взлетим, так поплаваем...
Источником вдохновения для рассказа послужила картина художника Анастасии Нильской:
Навигация по каналу здесь. Читайте курортные истории: Вдоль по набережной / На отдыхе удача улыбается даже скромным людям / Подозрительный грузин / Говорящая голова / Женщина–Чайка