- Со восточноей со сторонушки восходила туча сильная, грозная... И у камня того Алатырского выпадала книга Голубиная, и не малая она, не великая: на руках держать — не сдержать будет, а по строкам читать — не вычитать. Как ко той ко книге святобожьей соходилися, соезжалися сорок царей со царевичем... (Стих о Голубиной книге).
Тем, кто знаком с Русскими Ведами (или Гамаюновыми песнями), известно и родство их начальных текстов с древнерусским духовным стихом о Голубиной Книге.
Эти тексты и восходят к песням калик перехожих, из коих по "ключу былинному" и были восстановлены строки с рассказом "...отчего зачался весь Белый Свет", и о том, "...как бивалася Правда с Кривдою..."
Все тексты "Русских Вед" сохранились в безграничном море древнерусской поэзии, в устной народной культуре. Они всегда жили в народе...
* * *
Первое же упоминание о Голубиной книге в древнерусской литературе можно найти в сказании об Авраамии Смоленском, иноке, проповеднике, мыслителе.
Жил он в Смоленске в начале XIII века, то есть до нашествия монголов, когда сей город еще не отошёл к Литве, а затем и Польше, и пребывал он тогда в составе Киевской Руси.
И надо сказать, что в ту пору на Руси было ещё сильно переплетённое с язычеством корневое русское арианство (о коем ещё поговорим отдельно и подробно).
Судя по всему, арианами были тогда и многие князья Рюриковичи. Да и сам Владимир Святославич, согласно ПВЛ, при Крещении произнёс именно арианский (а не никейский) символ веры: "Сын (в Троице) подобосущен Отцу"...
Заметим, и сам Смоленск тогда был весьма просвещённым городом. Известно, что сей преподобный Авраамий, окружив себя писцами, занимался списыванием и собиранием старых книг. А смоленский князь Роман Ростиславич завёл в городе училище, в коем преподавали и по славянским (скорее всего, также и руническим), а ещё и по греческим, и по латинским книгам. У самого князя была обширная библиотека, книгами оной и пользовался преподобный.
Так вот, кому-то это чтение и переписывание книг, явно не церковных, показалось подозрительным. И тогда сей Авраамий Смоленский был предан духовному суду. Обвиняли его при сём в ереси, а также в чтении "Глубинных книг" (за что полагался в старину костёр)...
Авраамия тогда чуть не растерзали фанатики: "аще бы мощно, жива его пожрети", — записал в житии его ученик Ефрем. Однако благодаря протекции князя (думаю, арианина) Авраамий был оправдан.
О том, что суть его учения была именно арианской, подтверждается тем, что в одном из списков поминальной службы по Авраамию упоминается, будто тайна "Глубинного писания" — была тайна Троицы. А ведь ариане отличаются от прочих христиан, именно тем, что учат о Троице иначе, признавая Иисуса (Сына) не единосущным Богу Отцу (единым в Троице), а только подобосущным (подобным), находящимся ниже в иерархии Бога Отца.
И скорее всего не только в арианской "ереси" обвиняли сего Авраамия... Вспомним, что стих о "Голубиной книге" повествует о том, как в начале "Свету Белого" из грозной тёмной тучи, налетевшей с Востока, "упадала Голубиная книга". Причём нередко указывается, что упала она на Святые горы к Бел-горюч камню Алатырю. Это всё — ведические образы старой веры...
Собравшиеся к книге мудрецы и цари-царевичи не смогли постичь её тайн. И тогда царь-жрец Волотоман (быть может, волхв Велеса) просил царя Давида (Даждь-вита?) рассказать: о чём эта книга.
И тот "по памяти как по грамоте", стал пересказывать её. В сей же книге повествовалось "отчего зачался весь Белый Свет", а также как появились Солнце Красное, Светел Месяц, зори ясные (звёзды), ветры буйные и о прочем: какой город всем городам мати, какая самая высокая гора, какой главный камень, дерево, зверь или птица... И так Голубиная книга представляла собой что-то вроде Ведической Космографии, или же мифологической энциклопедии.
Эта книга имела явное языческое (ведическое) содержание. По сути это и была Книга Вед (не потому ли и чтение её вменялось Авраамию в вину?). Судите сами.
К примеру, откуда мог взяться в сей книге такой образ: "У нас Индра-зверь всем зверям мати". Сей Индра (или Индрик-зверь, Вындрик, Единорог) в книге не только по имени похож на ведического бога Индру...
Заметим, в Голубиной книге он также "ходит по подземелью пропущает реки, кладези студёные"... А в одном из вариантов духовного стиха явно пересказывается основной ведический миф об Индре, повергшем бога-змея Вритру (или Валу) и отворившем воды (воспоминание о сём мифе есть и в "Велесовой книге")...
"А зверь зверям мать Единорог; Коли на земли была засуха. И в те поры дождя на землю не было. Тогда в реках и озёрах воды не было. Только в едином озера вода была. И лежал там Великий Змий. И не давал людям пить И никакому протекучему зверю, ни птице полетучей. И коли побежит Единорог воды пить и Змей лютый заслышит, и побежит от зверя того за три дни. И в ту пору запасаютца водою люди..."
Ещё более замечательна космогония "Голубиной книги". Согласно представлению стиха, мир возникает из частей тела Христа. Однако идея эта не имеет подобий в христианстве или иудаизме.. Однако в "Ригведе" (древнейшей из индийских Вед) мир рождается из частей тела Пуруши (подобным образом и в скандинавской Эдде мир рождается из частей великана Имира)...
Итак, Голубиная книга содержит именно ведические образы, на кои были наложены христианские. Это и есть образ самих Вед Руси.
А значит у нас есть основания полагать, что такого рода Глубинные книги, писанные руническим письмом были и в княжеской библиотеке древнего Смоленска, и в других княжеских библиотеках Руси.
В том числе и в той, что увезла в те же годы во Францию Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, откуда и явились уже в наше время русские рунические книги ведического канона (Велесова книга, Ярилина книга, Белая Крыница)...
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *