Найти тему

Боярина Морозова Феодосья Прокопьевна – уровень власти и богатства. Часть 1.

Всесильный боярин Борис Иванович Морозов «крепко тронулся светлой красой Федосьюшки» и ввел ее в свой дом, а родной брат Бориса Ивановича Морозова, боярин Глеб Иванович женился во второй раз (в 50 лет) в 1649 году венчался на 17-ти летней кра­савице Феодосьи Прокопьевне Соковниной (родилась 21 мая 1632 г.) «сочтастя ю законному браку за болярина Глеба Ивановича Морозова». Когда боярышня Федосья Прокофьевна сочеталась браком, сам царь благословил ее на венец образом живоначальной Троицы в серебряных окладах и на цветах. С ними был протопоп церкви Казанской Божьей Матери с Красной площади Москвы Аввакум (ставший в 1650 г. духовником молодой боярыни). Вместе с государем прибыла царица Мария (1626 г. - март 1669 г.) – родная сестра Анны Ильиничны, жена Бориса Ивановича. От этого брака родился в 1650 году единственный сын Иван, названный в честь деда. Феодосья Прокофьевна была урожденная Соковнина «родися от отца Прокопия». Прокопий Федорович Соковнин (умер 1662 г.) – окольничий, родственник царицы Марии Ильиничны Милославской. Его сыновья Алексей и Федор, и младшая дочь Евдокия, в будущем княгиня Урусова, также были любимы Борисом Ивановичем Морозовым.

Борис Иванович Морозов умер в 1661 году бездетным. Его вотчины насле­довал младший брат Глеб, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.). Но он не на много пережил своего брата. Весной (в мае) 1672 года Глеб Иванович «почил в бозе», и единственным владельцем этого громадного состояния, ока­зался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова.

Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова, вдова Глеба Ивановича, брата знаменитого Бориса, пользовалась большим почётом при дворе.

Федосья Прокопьевна стала «приезжей боярыней» царицы (эта была большая честь), которая всегда обходилась с ней по-родствен­ному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем. В марте 1669 года государыня Марья  Ильинична скончалась, и едва минул год, царь сыграл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

На царской свадьбе в январе 1671 года Морозовой Ф. П., как «наибольшей» боярыне, надо было стоять рядом с невестой и говорить приветствие царю. Морозова отказалась ехать на свадьбу. Смоленская дворянка из стрельцов, вышедшая в царицы люто возненавидела Федосью Прокопьевну.

Боярыня Морозова Ф. П. Собирательный образ. Яндекс картинки.
Боярыня Морозова Ф. П. Собирательный образ. Яндекс картинки.

Морозову Ф. П. окружало не только богатство, но и роскошь. Роскошным был ее московский дом. Аввакум вспоминал, что она выезжала в карете с «мусиею и сребром», которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепьми» и которую сопровождало «100 или 200, а иногда человек и триста» слуг. Роскошь проникала и в подмосковные вотчины, что тогда было ново и непривычно.

Учитывая всё это - древность и «честь» фамилии Морозо­вых, их родственные связи с царем и царицей, их положение вдуме и при дворе, их богатство и роскошь частной жизни, мы лучше поймем протопопа Аввакума, который видел нечто совер­шенно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы»: «Не дивно, яко 20 лет и единое лето мучат мя; на се бо зван есмь, да отрясу бремя греховное. А се человек нищей, непородней и неразумной, от человек беззаступной, одеяния и злата и сребра не имею, священническа рода, протопог чином, скорбей и печалей преисполнен пред господем богом. Не чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, - Борис Иванович Морозов сему царю был дядька, и пестун, и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще». Аввакум в данном случае выражал народное мнение. Народ признал Морозову своей заступницей именно потому, что она добровольно «отрясла прах» богатства и роскоши, добровольно сравнялась с «простецами».

Также Аввакум напишет: «Была ты вдова честная, в Верху чина царева, близ царицы. В дому твоем тебе служило человек с триста. Ездила ты по Москве в карете дорогой, украшенной мусией и серебром, на аргамаках многих, по шести и двенадцати запрягали, с гремячими цепями, за тобою слуг, рабов и рабынь шло иногда и триста тридцать, оберегая честь твоюти здоровье». И потомка Ивана ослепят пышная византийская мощь, великолепие богатой московитской боярыни, звенящей от кованного золота и драгоценных камней.

В моих книгах по краеведению показана история России.

Ссылка на сайт

Ссылка на Яндекс Дзен канал