Найти тему
Обезьянообразные

Поиски новых форм. Как я побывала на спектакле абсурда

Моя мама актриса была дружна с театральным режиссером Артуром Зариковским. Скажем так, он известен в Москве в очень узких кругах.

Однажды, где-то в конце 90-х или начале 2000-го режиссер вручил ей приглашение на премьеру его спектакля в Дом Ханжонкова. Он собрал актерскую команду и решил удивить столицу своим шедевром. Мама неважно себя чувствовала и попросила меня сходить на спектакль. Я ее, естественно, уважила.

Импровизированный зал выстроили прямо в фойе. Впереди высокий подиум сцены, внизу ряды складных стульев. Сверху по бокам зала проходы на втором этаже, огороженные деревянными перилами.

Когда я пришла, передние ряды были забиты почти под завязку, поэтому села на свободный стульчик в одном из задних рядов. Перед самым началом в зал вошел Станислав Бэлза. Известный театрал, музыковед и литературовед, критик и телеведущий. Лицо многим известное. Он сел немного впереди меня.

Станислав Бэлза
Станислав Бэлза

Погас свет, зазвучала музыка и представление началось. Пьеса была по жанру из так называемого театра абсурда. Я немного была знакома с подобными произведениями, у нас ребята в Университете ставили иногда отрывки из таких пьес.

В принципе, абсурд, хотя на первый взгляд и выглядит непонятно и вычурно, но, в целом все равно имеет свою определенную логику. Но, не у Артура Васильевича. Да, простит меня мастер, но он реально собрал в спектакль просто все новомодные фишки того времени. Странная музыка, звучавшая невпопад, какое-то абсолютно неоправданное нагромождение декораций, актеры, говорящие непонятный текст и взаимодействующие больше сами с собой, нежели друг с другом.

Но, я не буду обсуждать сам спектакль. В конце концов, это видение художника. Меня заинтересовало другое. На первых рядах, судя по бурной реакции собрались «свои» - родственники, друзья и коллеги. Они бурно реагировали на происходящее на сцене и устраивали невпопад овации.

Станислав Бэлза, как интеллигентный человек, сидел с каменным лицом и молча внимал действу. Неподалеку от меня сидела женщина. Она задвинула под стул большую сумку и постоянно ее подпихивала подальше ногой. Минут десять она пристально вглядывалась в сцену. Потом, видимо, поняла, что ничего не понимает, и стала озираться вокруг.

Видя серьезные лица, внимательно следящие за происходящим, она стала ерзать, не понимая, что происходит и почему ей ничего не понятно. Мама как-то рассказывала, что Артур любил привлекать распространителей билетов, которые отлавливали на вокзалах застрявших надолго пассажиров и всучали им билеты. Видимо, эта женщина была как раз из таких.

Артур Зариковский
Артур Зариковский

На сцене продолжало грохотать, бумскать и взрываться. И вдруг наступило затишье. Главный герой выписывал какую-то пантомиму. В это время в проходе второго этажа послышались шаги и позвякивание ведром. Это шла уборщица. Увидев, что внизу что-то происходит, она остановилась, с грохотом бухнула на пол ведро и чуть перегнулась через перила, заглядывая на сцену.

Ее хватило на пару минут. После чего, не найдя для себя ничего интересного, уборщица подхватила ведро и позвякивая ключами, удалилась.

У Бэлзы на лице не дрогнул ни один мускул. А у меня эта картина стала вызывать смех. Но, я естественно, сдерживалась. Неожиданно снова на верхний балкончик откуда-то выкатились два круглых, как огромные шары, кавказца. Вышли они видимо, из ресторана, сыто орудуя в рту зубочистками и что-то активно обсуждая на своем языке.

Увидев внизу представление, они примолкли и тоже свесили головы вниз. Осмотрели сцену, молчаливо внимающий зрительный зал и снова сцену. Кавказцев хватило минуты на три, и они удалились, решив, видимо, что вино и еда гораздо интереснее непонятного искусства.

Женщина с сумкой изнывала на стуле. Она уже чуть не плакала, ощущая себя полной идиоткой в этом "умном" театральном обществе. Кстати, до конца спектакля ни один зритель не встал и не ушел. Зато, когда все почувствовали приближение финала, первые ряды стали взрываться овациями, но, скорее всего, в нетерпении, когда же это все, наконец, закончится. И даже задние начали хлопать с удовольствием, в поддержку зала.

Как только актеры вышли на поклон и зрители стали вставать со своих мест, я быстренько вышмыгнула из зала. Я думаю, что там было достаточно тех, кто мог бы сказать комплименты актерам и режиссеру. Я бы врать не смогла, а огорчать художника не хотелось.

Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии.

Понравилась статья? Ставьте лайк.

Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал.