Лорд Герберт Китченер являлся очень значимой фигурой Британии конца 19 и начала 20 го века. Достаточно жесткая личность, которой приписывают авторство идеи концентрационных лагерей для мирного населения, реализованную им в англо-бурской войне, где он являлся главнокомандующим британскими войсками, с 1900 по 1902 год. Он родился 24 июня 1850 года в семье отставного офицера Генри Горацио Китченера, в Ирландии. Герберт избирает путь военного, что вполне логично, идя по стопам отца. Карьеру он свою построил участвуя в колониальных войнах Британской империи на ближнем востоке и африканском континенте. Карьера весьма успешная, к 1902 году он имел чин генерал-лейтенанта. К тому моменту Китченеру исполнилось 52 года, в этом же 1902 году, на Королевской верфи в Девонпорте, 1 сентября был заложен корабль, которому было суждено стать его могилой - броненосный крейсер "Хэмпшир", класса "Девоншир". До их встречи оставалось 14 лет.
За это время Китченер успел покомандовать британскими войсками в Британской Индии, поссориться с ее вице-королем Керзоном. Немного поруководив колониальным Египтом, к началу первой мировой он возвращается в Британию и 6 августа 1914 Китченер получает пост военного министра. В этой должности он способствует многократному увеличению численности британских войск, как на добровольных условиях, так и за счет объявленной им в январе 1916 года воинской повинности. А 10 сентября 1909 года, Китченер получает звание фельдмаршал.
Крейсер "Хэмпшир" за это время устарел морально и пройдя в 1908 году ремонт в 1909 отправлен в резерв. Этот крейсер появился в момент, когда британское военное кораблестроение было в зените, на все задуманное хватало и сил, и финансовых возможностей, корабли всех классов строились пачками. Он был пятым в серии из шести кораблей, включая его самого - это "Антрим", "Аргайл", "Карнарвон", "Девоншир" и "Роксборо".
Это были классические защитники торговли, когда их проектировали, в умах британских адмиралов давлела мысль о угрозе встречи с французским крейсерами типа "Глуар", а потому в "Девонширов" заложили усиленный до 190 миллиметров главный калибр и более мощное бронирование. Все это сказалось на скорости составлявшей 22 узла на максимуме. Достаточно забавно смотрятся на виде сверху башни главного калибра с одним орудием. Их было четыре, одна на носу, вторая
в корме, еще две по бокам от боевой рубки. С ними не все так просто, по началу туда хотели запихать орудие калибром в 234 миллиметра, но башня с ним не вписывалась, тогда пришлось ставить новое орудие калибром в 190. Средний калибр располагался в казематах и состоял из шести орудий калибром 152 миллиметра. Для проитвоминного почему-то выбрали, уже тогда устаревшие, скорострелки Гочкинса, калибром 47 миллиметров в количестве 18 штук. Длина наибольшая была 144,32 метра, ширина 20,88 метра. Водоизмещение в стандарте 10 850 тонн, полное 11 024. Крейсера этого типа не планировали использовать в качестве прикрытия броненосных сил, их удел был в одиночных схватках с истребителями торговли потенциальных противников.
В виду нарастающей напряженности в 1911 "Хэмпшир" снова вводят в строй, правда на вторых ролях, все понимали, что лучшие годы крейсера уже остались позади. Сначала он переходит на Средиземное море, а в 1912 его переводят на китайскую станцию, где он и встречает начало первой мировой войны. В той паре операций, в которых крейсер участвовал, он то не дотянул до цели, когда надо было уничтожить вражескую радиостанцию в Тихом океане, то никого не поймал, когда охотился за германским крейсером «Эмден». В 1914 году он проходит ремонт в Гибралтаре и возвращается в Британию. Затем он охранял судоходство в белом море, а 31 мая 1916 поучаствовал в Ютландском сражении.
С лордом Китченером крейсер встретится в Скапа-флоу, откуда Китченер собирался отправиться с тайным визитом в Россию. Из-за секретности военный министр отклонил предложение адмирала Джеллико переждать шторм, он был уверен, что его прибывание на базе флота скоро станет известно немцам. Выход в море состоялся 5 июня 1916 года, в 17:30, из-за секретности, офицеры "Хэмпшира" узнали куда идут и кого везут уже в море. Ненастная погода не позволила эсминцам сопровождения прикрывать крейсер на всем пути следования, как это предполагалось заранее, они стали отставать в штормовом море и "Хэмпшир" пошел один. Примерно в 19:35 "Хэмпшир" сотрясает первый взрыв, спустя какое-то время второй. На глазах не успевших окончательно отстать эсминцев, разворачивается драма гибели крейсера. Из противоречивых воспоминаний немногочисленных выживших, из 730 человек спаслось 12, невозможно точно восстановить картину происходившего на борту. По одним данным лорд и сопровождавший его штаб не пытались спастись, по другим они спустились в шлюпки, но штормовое море опрокинуло их. Подорвавшийся "Хэмпшир" продержался на воде всего 15 минут. Гибель Китченера, сразу же начала обрастать предположениями, порой совсем фантастическими. Но если задуматься, а зачем одному из самых значимых лиц британских военных сил, вместе со штабом ехать в союзную державу посреди войны. Имеется предположение, что в Британии устали от нерешительности российского императора Николая II, устал лорд Китченер, который решил навести в России порядок. А зачем еще было брать штаб и грузить на крейсер золото на 10 миллионов фунтов стерлингов? Нет конечно все формальности и дипломатическая учтивость были соблюдены, но зная Китченера все это была просто ширма. Британия имела более чем конкретные данные о действии германской разведки по импорту революции в Россию, с целью вывести ее из войны и заключить мир, что Англию никак не устраивало. Из всех этих предпосылок и начали расти слухи о том, что маршрут "Хэмпшира" сдали и немцы утопили его торпедами с подводной лодки. Также стоило помнить, что у Китченера хватало недоброжелателей и обиженных им в самой Англии. Отсюда вырастала версия о заложенной в крейсер часовой бомбе. Не менее странно то, что для военного министра не нашлось крейсера новее "Хэмпшира", который строился в годы, когда торпедная и минная опасность еще не проявились со всей остротой, а потому в корпусе его не было заложено конструктивных элементов для противодействия этим угрозам.
По официальным данным останки крейсера "Хэмпшир" покоятся в точке с координатами 59°7.065' северной широты и 3°23.843' западной долготы. Корпус лежит кверху килем, место считается воински захоронением и охраняется британской стороной. Впрочем, нынешнее положение корпуса связывают с проводившимися в 30-х годах 20 века работами по подъему золота, но это отдельная история.