Каждый, кто слышал это выражение наверняка удивлялся: мол, а зачем же мы тогда учили, если нужно всё забыть?! Но в этой шутке возможно скрыта гениальная суть советского образования.
А смысл может быть таков:
Каждый момент времени содержит не только суть тех или иных процессов, но и наше представление о них. Учитывая, что всё находится в постоянном движении, крайне важно, чтобы наше понимание менялось соответственно текущей обстановке, не застаиваясь в допотопных догмах.
То есть, в 10 лет ребёнок видит мир иначе, нежели допустим в 6 годиков. И дело не только в том, что вырос сам человек, – мир также претерпел изменения! Расширим эти выводы на все человечество, и придём к следующему заключению:
Наш мир, и наше представление о нём сегодня, не такое, каким было вчера.
Для того, чтобы позвонить, мы не идём в центр города к телефонной будке, а используем современные средства связи. Но так люди поступают далеко не во всех случаях. Иногда, они застревают в убеждениях, и превращают реку мысли в застойное болото.
Поэтому очевидно, что как только человек приобрёл какие-то навыки, или открыл для себя знания, он должен их отпустить. Иначе говоря, освободить место для новизны. Можно конечно какое-то время ими пользоваться, но ни в коем случае нельзя делать остановку. Потому что она сформирует убеждение, которое будет являться фиксированной формой мысли, актуальной только в данный момент времени.
Хорошая статья о том, что такое убеждения.
Хуже всего, когда человек принимает чужую остановку за собственное убеждение. Такое происходит во всех областях, но особенно актуально в научной и образовательной сфере. Именно здесь человечий ум проявляет себя мастером по созданию догм и правил.
Например, физика за последние сто лет совершила квантовый прорыв, поставив под сомнение почти весь научный фундамент – от ньютоновско-картезианской парадигмы, до теорий Эйнштейна. Конечно, физический мир не перестал подчиняться элементарным порядкам, но сегодня наше восприятие расширилось за пределы этих законов.
Или как минимум, прогрессивное человечество пришло к пониманию, что законы физики являются не истиной, а субъективным способом описать характеристики внешнего мира. Потому что закон – это человеческое понимание того, каким всё является на данный момент времени.
А времени вообще не существует. Так говорит физика.
Так что возможно, в старой советской фразе кроется весьма мудрая суть. Это вовсе не значит что нужно разучиться писать и читать. Это скорее подразумевает, что преодолевая очередной рубеж, будь то школа, институт или временной промежуток, необходимо выходить на следующий уровень измерения.
А в завершении поделюсь мыслью одного интересного человека:
"суть любой картины заключается не в том, что ты из неё берешь, а в том, что ты в неё вкладываешь".
Разумные комментарии приветствуются!