История женитьбы Генриха VIII и Анны Клевской неоднократно искажалась за последние пятьсот лет. Автор и историк Хизер Р. Дарси написала биографию об Анне, герцогине Клевской, в которой она углубляется в политический и географический климат шестнадцатого века и помещает ее брак в надлежащий контекст немецкой истории. Многие из территорий были частью Священной Римской империи и подчинялись Карлу V. При таком положении дел министр Генриха VIII Томас Кромвель искал протестантский союз, чтобы уравновесить католическое влияние в Западной Европе.
Таким образом, Кромвель договорился с Вильгельмом, герцогом Клевским, о браке Генриха VIII с его сестрой Анной. Дарси подтверждает, что ее звали Анна и что она носила титул герцогини Клевской, но во время своего исследования она обнаружила в первоисточнике, что днем рождения Анны был 28 июня 1515 года, а не сентябрь, дата, которую все принимали на протяжении сотен лет. Давайте взглянем на некоторые другие мифы о четвертом браке Генриха.
Миф: Ганс Гольбейн Младший изменил свой портрет Анны, чтобы подчеркнуть ее красоту.
Частью переговоров о браке с Анной была поездка придворного художника Ганса Гольбейна Младшего в герцогство Клевское, чтобы написать портреты Анны и ее сестры Амалии. Гольбейна выбрали по нескольким причинам. Он был одним из любимых художников Генриха и, что самое главное, имел репутацию реалистичного художника в своих портретах. Генрих принял образ Анны, представленный Гольбейном, и это подтверждается самим фактом, что переговоры о браке продолжались. Только после того, как альянс с герцогством Клевским стал проблемой, Генриху пришлось заявить, что одной из причин аннулирования брака была его неприязнь к внешности Анны.
Несмотря на данное заявление короля, Гольбейн продолжал пользоваться королевской благосклонностью и после расторжения брака, сохранил работу придворного художника вплоть до своей смерти в 1543 году. Генрих не винил его в крахе союза и брака с Анной. Король возложил на себя ответственность придворных, написавших лестные отзывы об Анне. В год брака Генриха и Анны, Ганс написал свой очаровательный портрет будущего короля Эдуарда VI и подарил его королю Генриху в качестве новогоднего подарка в 1540 году.
Миф: первая встреча Генриха VIII с Анной прошла плохо.
Существуют два современных источника, рассказывающих о первой встрече короля и его невесты, один из которых берет свое начало от очевидца. Генрих Олислегер занимал должность вице-канцлера герцогства Клевского и находился в Англии во время исторической встречи короля Генриха и его четвертой невесты Анны. Через несколько дней после этого события он написал письмо брату Анны Вильгельму.
Олислегер утверждает, что Анна была в Рочестере, наблюдая за травлей быков со своей немецкой свитой, когда Генрих пришел к ней после обеда с десятью или двенадцатью джентльменами. Король и окружающие его люди были одеты как частные лица, а не замаскированы, как гласит легенда. Анна, воспитанная в строгой культуре, не привыкла, чтобы в ее комнату заходили мужчины, не говоря уже о том, чтобы последние радостно ее приветствовали. Хотя она и могла быть застигнута врасплох, тем не менее она любезно ответила на приветствие «представителя короля» и пригласила его отобедать.
Он преподнес Анне красивый новогодний подарок «от короля». Это был хрустальный кубок, крышка и ножка которого были инкрустированы бриллиантами и рубинами. На кубке также была золотая полоса по периметру с большим количеством рубинов и бриллиантов. Затем пара вместе пообедала. Генрих остался на ночь в Рочестере, подальше от Анны, чтобы не скомпрометировать ее честь. Утром Генрих, его люди, Анна и ее придворные позавтракали вместе, прежде чем Генрих вернулся в Гринвич, а Анна уехала в Дартфорд. Неизвестно, открыл ли Генрих в тот день Анне свою настоящую личность.
В Hall’s Chronicle также есть описание встречи:
«... король, который страстно желал видеть ее светлость, в сопровождении не более чем восьми человек из его личных покоев, тайно [в частном порядке], приехали в Рочестер и внезапно явились к ней, что несколько удивило ее светлость: но после того, как он заговорил и поприветствовал ее, она была очень любезной и любящей, и она приняла его, а он приветствовал ее на коленях. Он нежно взял ее руку и поцеловал: и весь этот день общался и развлекал ее, и той ночью ужинал с ней, а на следующий день он уехал в Гринвич, а она приехала в Дартфорд».
Как видно из этих отчетов, встреча прошла хорошо. Только позже, когда Генрих узнал, что герцог Вильгельм вступил в спор с императором Священной Римской империи Карлом V из-за географически и экономически стратегического герцогства Гельдерс, история изменилась. Генрих был на грани того, чтобы вступить в войну со Священной Римской империей, и ему нужно было дипломатическим путем выйти из союза с Клевом и из своего брака. Кромвель, которому было поручено написать письмо с указанием причин аннулирования брака Генриха, придумал историю о разрушительной первой встрече.
Миф: Генрих называл Анну, герцогиню Клевскую, «фландерской кобылой».
Для этого комментария не существует современных источников. Первое упоминание происходит из книги «Краткое изложение истории реформации англиканской церкви епископа Бернета», написанной в 1679 году Гилбертом Бернетом, епископом Солсбери, который не всегда является надежным источником. Он говорит, что Генрих «поклялся, что они привезли ему фландерскую кобылу». Но нет никаких более ранних письменных исторических свидетельств, что этот комментарий когда-либо делал Генрих. Кроме того, Генрих хорошо знал, что Анна не из Фландрии.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.