Как 200 лет назад центр России держал связь с её арктической частью, с севером? Не знаете, а ведь этим занимались царские ямщики. Сегодня их назвали бы почтальонами или кучерами, но тогда это были самые главные люди, которые приносили самое ценное – информацию.
Ямщики появились ещё с середины 13 века, тогда так называли тех, кто был занят перевозками в любое время года по только что создающимся дорогам. Затем ямщиками стали называть тех, кто перевозил грузы и почту по тракту.
В 1743 году по берегам Лены от Витима до Якутска появился Иркутско-Якутский ямщицкий тракт.
Линия тракта была проложена по левому берегу Лены от Витима до Якутска по совершенно не заселенным местам. Там было основано 28 станций. Расстояние между ними составляло 40 верст, позднее их уменьшили до 20-25.
В первые годы, когда начал действовать Якутский тракт, обязанность снабжать станции лошадьми, продовольствием для смотрителей и ямщиков, кормом для лошадей возлагалась на местное население – народ саха. Но после неоднократных жалоб на эту повинность в 60-е годы XVIII века решено было заселить станции русскими крестьянами.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья.
К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения, туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, русские не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения.
Ямщики под звон колокольчиков возили почту по Приленскому тракту с 1743г. А с 1854 г., то есть через 100 лет, летом почту уже возили на пароходах. В Якутии зимнюю почту по специальному графику долгие годы возили на лошадях. Лишь с 1964г., стали возить на самолётах и машинах.
Для якутян этот тракт два с лишним века был единственной дорогой, дорогой жизни.
А здесь я показываю, как сейчас живут ямщики в Синске: