PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) - это свод знаний об управлении проектами.
История
В ХХ веке в рамках американской космической и оборонной программ проектная деятельность начала формироваться и приобретать системный характер. В 1969 был создан Институт по управлению проектами - Project Management Institute при Технологическом институте Джорджии (Georgia Institute of Technology), деятельность которого была практически полностью связана с государством; более того, большая часть сотрудников PMI были сотрудниками государственных организаций.
В 1975 году были обнародованы основные цели деятельности PMI:
- развивать понимание и потребность профессиональной проектной деятельности;
- обеспечивать форум для свободного обмена проблемами, решениями и инструментами;
- координировать отраслевые и академические исследования в области проектного управления;
- развивать единую терминологию и шаблоны для совершенствования взаимодействия и обмена знаниями;
- обеспечивать интерфейс между пользователями и производителями программного обеспечения;
- обеспечивать руководство профессиональным развитием специалистов в области проектного управления.
В 1996 году PMI опубликовал первую версию PMBOK и с тех пор свод знаний регулярно пересматривается и меняется согласно меняющимся условиям. В данной статье речь пойдёт про самое последнее издание: PMBOK7, а именно про его ядро: про 12 принципов проектного управления.
Ключевые термины и концепции
- Результат
Итог процесса или проекта. Результат должен быть выражен через достижение целей (удовлетворения потребностей с учётом ценностей) для достижения которых задумывался проект или процесс. - Портфель
Набор проектов или программ и другой связанной деятельности, объединенных с целью более удобного и эффективного управления и получения эффектов, недостижимых при организации управления отдельными проектами. Проекты и программы портфеля не обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными. Проекты и программы в портфеле проектов могут иметь или не иметь общие цели, но, как правило, имеют общие ограничения по ресурсам. - Продукт
Изделие, поддающееся количественной оценке. Продукт может быть как конечным изделием, так и частью более крупного продукта. - Программа
Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.
Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата (дохода), в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность (прибыль). - Проект
Временное усилие, предпринятое для создания уникального продукта, услуги или некоторого результата. Временный характер проектов указывает на начало и конец проектной работы или на наличие фаз проектной работы. Проекты могут быть самостоятельными или являться частью плана или портфеля. - Управление проектами
Область знаний, навыков, инструментов и методов в проектной деятельности для удовлетворения требований проекта. Управление проектом относится к руководству проектной работой для достижения намеченных результатов. Проектные группы могут достигать результатов, используя широкий спектр подходов (например, прогнозный, гибридный и адаптивный). - Руководитель проектов
Лицо, назначенное организацией-исполнителем для руководства проектной группой, ответственной за достижение целей проекта. Руководители проектов выполняют различные функции, такие как содействие работе проектной группы для достижения результатов и управление процессами для достижения намеченных результатов. - Проектная команда
Группа лиц, выполняющих работу по проекту для достижения определённых целей. - Система доставки ценностей
Совокупность стратегических бизнес-мероприятий, направленных на создание, поддержание и/или развитие организации. Портфели, планы, проекты, продукты и операции-все это может быть частью системы организации для обеспечения ценности. - Ценность
Ценность, важность или полезность чего-либо. Разные заинтересованные стороны по-разному воспринимают ценность. Клиенты могут определить ценность как способность использовать определенные функции или функции продукта. Организации могут сосредоточиться на стоимости бизнеса, определяемой с помощью финансовых показателей, таких как выгоды за вычетом затрат на достижение этих выгод. Общественная ценность может включать вклад в группы людей, сообщества или окружающую среду.
Полный тезаурус: Project Management Institute. 2016. PMI Lexicon of Project Management Terms. Available from
12 принципов управления проектами
- Ответственное планирование и управление (Stewardship)
Быть проактивным, подходить ответственно к планированию проектов/задач. Руководствоваться данными принципами при создании плана и управлении реализацией проекта. Например при создании описания проекта/задачи не создавать видимость деятельности, а учитывать Ценности.... - Команда (Team)
Мотивировать команду, быть внимательным к людям и вовлекать их в работу таким образом, чтобы они становились проактивными. - Ценность (Value)
Стремиться принести пользу/ценность реализацией проекта, а не формальное выполнение требований. Зачастую заказчик формулирует задачу таким образом, что истинная цель остаётся неизвестной - поэтому следует погрузиться в контекст, уточнив у заказчика какие он ставит перед собой цели и как реализация проекта поможет ему достичь своих целей. - Лидерство (Leadership)
Проявлять лидерство, давая возможность проявить инициативу членам команды, выступая в роли наставника, поддерживать команду, помогать и заботиться о ней. Разрешать конфликты путём поиска общих интересов, консенсуса и способов сотрудничества. - Качество (Quality)
Соответствие явным и не явным требованиям. Процессы должны выстраиваться таким образом, чтобы стремиться обеспечить наивысшее качество продукта. К примеру регулярные демонстрации полученных результатов заказчику, ретроспективы и прочие мероприятия из Agile нацелены на повышение качества. - Заинтересованные стороны (Stakeholders)
Быть договороспособным и уметь вести переговоры таким образом, чтобы различные заинтересованные стороны находили общий язык и договаривались. Помимо этого необходимо уметь находить заинтересованные стороны так как они не всегда бывают очевидны. - Целостное мышление (Holistic thinking)
Мыслить относительно контекста в котором планируется и реализовывается проект, иными словами поднимать фокус своего внимания на уровень выше. И более того, рассматривать проект в различных контекстах: с различных точек зрения. - Адаптация (Adaptation)
Проект подразумевает уникальную деятельность, либо деятельность в уникальных условиях, либо и то и другое разом. А это значит, что необходимо приспосабливаться к меняющимся условиям от проекта к проекту. - Сложность/Запутанность (Complexity)
В оконной деятельности сложность может появится где-угодно: непредсказуемость пользователей/клиентов, противоречивость требований заинтересованных лиц, бюрократическая запутанность и так далее. Необходимо прогнозировать сложности, активно прорабатывать, устраняя и разрешая их. - Возможности и угрозы (Opportunities and threats)
Управлять рисками, закладывая их при планировании, принимая их. - Адаптивность и жизнестойкость (Adaptivity and resistance)
Подстраиваться под быстроразвивающийся контекст. Зачастую изменчивость внешних факторов предсказать невозможно, а это означает что необходимо быть гибким и меняться вместе с контекстом. - Управление изменениями (Change management)
Быть готовым к препятствиями в процессе изменений (адаптации), по возможности прогнозировать появление таких препятствий и управлять изменениями обходя или преодолевая препятствия.
Все принципы тесно переплетены и предоставляют собой лишь направления для фокуса внимания руководителя. Можно повесить список этих принципов где-нибудь у себя перед глазами и перед каждым принятием того или иного решения просматривать ситуацию в проекциях каждого принципа чтобы ничего не упустить.
Естественно этим PMBOK7 не исчерпывается, однако его суть заключена в вышеупомянутых терминах и принципах, оттолкнувшись от которых вы можете углубиться в изучение PMBOK7 и даже сдать экзамен чтобы получить сертификат, который может дать преимущество при приёме на работу.