Миллионы из нас видели их лица, но только единицы помнят их имена.
Натурщицы. Модели.
Что знаем мы о них, без кого не существовал бы портретный жанр, волшебство изгибов, жестов, поворотов головы, складок на теле и на платье?
Знакомьтесь, Алиса Прен (1901 - 1953), более известная как Кики де Монпарнас - блестящий представитель искусственно выведенной и тщательно селектированной касты натурщиц.
Эрнест Хемингуэй говорил, её влияние на общественное мнение и вкусы было сильнее, чем у английской королевы Виктории.
Она и стала королевой. Королевой Монпарнаса.
Узнав о том, что её дочь раздевается при мужчинах, мать прокляла Кики, когда той не исполнилось ещё и 16.
Её любовник, тогда молодой художник, если Алисе не удавалось заработать денег, бил её и заставлял идти на панель.
Но Кики проституткой не стала (!). Разве что один раз она за три франка обнажила грудь перед похотливым вокзальным стариком, - таковы воспоминания самой Кики и ее современников.
Для кого-то она была ночной бабочкой, доя кого-то - иконой феминизма и независимости.
Между тем, до славы на весь Париж оставалось немного.
Она легко завязывала новые обещающие знакомства, удивляла видавших виды раскованностью и театральностью, получала удовольствие от вихря парижской праздной богемной суеты. Кокетничала и флиртовала. Ей нравилось удивлять и восхищать. Такой поток энергии давала ей эта парижская богемная карусель. Она не унывала (или не позволяла себе унывать?) как бы ни складывались обстоятельства. Это ведь так по-франзуски? Клише? Наш шаблон восприятия людей, выглядящих счастливыми? Или мадемуазель Кики и была таковой?
Она замуровала в прошлом своё полное лишений детство, безродное происхождение (она не знала своего отца, как и другие ее братья и сёстры, до 12 лет она воспитывалась бабушкой) и взяла игривый псевдоним Кики.
И новая Кики яркими красками заново расписала свою жизнь. Парижанка до кончиков ногтей - Кики.
Чего это стоило, вероятно, знала только она сама. Для остальных зрителей и восторженных почитателей она была музой, примером для подражания и часто просто предметом для любования.
Говорят, после тяжелого рабочего дня простые французские работяги приходили в кабаре просто посмотреть на «беззаботную» и шикарно одетую игривую Кики. Одну из них. Простые люди так отдыхали от своей будничной жизни, грезили миражами.
Ее пишет весь Монпарнас. Ее пишут Хаим Сутин, Морис Утрилло, Модильяни, Кес Ван Донген, Цугухару Фудзита( мой любимец! О нем будет отдельный рассказ) и другие.
Она была другом и музой дня них. Ее яркие шутки, передразнивания и подражания знаменитостям делали работу натурщицы и творческий процесс художника увлекательным веселым приключением. Она ещё и пела, подражая оперным певцам! Такая дорогая игрушка.
Яркий и чёткий отпечаток, как смачный поцелуй на воротничке белоснежной сорочки, она оставляла на судьбах тех, с кем общалась и кого любила. Такую не забудешь.
Щедрая душа. Беззаботная душа?
Кто знает?..
Сам Жан Кокто подарил ей ожерелье, достойное королевы.
Она сама шила себе наряды и чужому вкусу и выбору подчиняться не любила.
Ее фантазия не ограничивалась нарядами, румянами на коленях (о, кажется, мы такого ещё не видели!), несколькими оттенками зеленых теней для своих «совиных глаз» и угольной подводкой век.
Кики была и сама художницей. В 1927 году в парижской галерее прошла ее первая выставка. Большинство работ было продано в тот же вечер. Вот.
А ещё она пишет мемуары с предисловием самого Хемингуэя (!). Но цензура запретит их на несколько десятилетий во многих странах. Похоже, многие персонажи ее воспоминаний из жизни ночной бабочки не хотели огласки и по-настоящему боялись за свою репутацию.
Сейчас мемуары в сети, свободно.
А ещё она снимется в нескольких фильмах и откроет арт кафе «У Кики».
…В конце 1920-х, в годы надвигавшейся экономической депрессии, Парижу стало вдруг не до Кики. Богатые американцы, спонсоры богемного Парижа, вынужденно покинули город.
…Говорят, те 20 лет, что предстояло Кики ещё прожить, были заполнены пустотой. Об этих годах никто не вспоминает. Се ля ви?
Она умерла в возрасте чуть старше 50 лет, но выглядела, как старуха. Еле передвигала опухшие ноги…
…Похороны ее походили на грустное карнавальное шествие: ленты с надписями, золотые венки от кафе, кабаре и ресторанов - ступени её монпарнасской звёздной когда-то жизни.
А из друзей-художников, провожавших ее на кладбище в Тье, что за чертой Парижа, пришел один лишь сентиментальный японец Цугухару Фудзита, такой японский француз, ещё одна самобытная душа фрика на ярком небосклоне Монпарнаса.
Убогая правда последних лет жизни Кики не затмила для этого крещеного японца ее (или их совместного?) блестящего мифа прошлого. Это так по-японски… Они действительно сентиментальны и ценят преданность и верность.
Кики Легкая?.. Лицо эпохи авангарда - без вопроса.
В её честь названа одна из разновидностей лилейника - Кики де Монпарнас, небольшой такой терракотовый цветок, и снят анимационный биографический фильм (режиссёр — Амели Арро).
Натурщица forever. Такая профессия.
Не каждому дано, между прочим.
©️ 2021 Мила Тонбо