Найти в Дзене
ВТБ Страна

Тициан – звезда эпохи Возрождения. Тончайший колорист и «живописец королей»

Тициан (Тициано Вечеллио, конец 1480-х – 1576) – настоящая звезда Возрождения. Он прожил долгую (а для той эпохи – даже очень долгую) и насыщенную жизнь. Темпераментного горца, покорившего Венецию в период ее расцвета, человека с отменным здоровьем и бога красочной стихии при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей».

«Автопортрет», Тициан, около 1567 года, Прадо, Мадрид
«Автопортрет», Тициан, около 1567 года, Прадо, Мадрид

Вокруг его имени уже в XVI веке было множество мифов. Например, существует легенда, что император Священной Римской империи Карл V лично поднял и подал художнику кисть, когда тот ее уронил во время работы над портретом монарха.

Он работал в Падуе, Болонье, Риме, немецком Аугсбурге, где писал королей, священнослужителей, герцогов. Но всегда возвращался в Венецию, куда еще ребенком приехал учиться живописи. Преданность месту можно понять. XVI век – расцвет этого города-государства, богатой торговой державы, славившейся утонченностью и гедонизмом. Венецианская республика назначала ведущего мастера на должность первого художника, которому платила не жалование, как некогда более суровая Флорентийская республика – Леонардо да Винчи, а давала маклерский патент, приносивший порядка ста дукатов в год. В то время руководитель строительных работ получал около двадцати пяти дукатов в год, а за пять дукатов можно было купить тонкое шелковое покрывало – предмет роскоши тех лет. Тициан получил должность в 1516 году.

«Вознесение Девы Марии», Тициан, около 1516–1518 годов, собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
«Вознесение Девы Марии», Тициан, около 1516–1518 годов, собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция

Благодаря богатству Венеции и крупным заказам Тициан был состоятельным человеком, но не переставал работать и до конца жизни продолжал развиваться как художник. Он прошел путь от ученичества у Джованни Беллини (ок. 1430–1516), который никогда не порывал до конца с византийской традицией, через влияние Джорджоне к собственным уникальным чувству цвета и методу нанесения краски на холст пальцами. Феномен Тициана – результат тончайшего переплетения таланта и обстоятельств.

Основоположник искусствознания и ценитель флорентийских традиций Джорджо Вазари не без негодования писал, будто Тициан не пользовался «предварительным рисунком». И еще в жизнеописании Тициана Вазари постоянно уточняет, что художник работал «маслом на полотне», хотя Вазари привык к темперной живописи на дереве.

«Портрет Филиппа II в доспехах», Тициан, 1551 год, Прадо, Мадрид
«Портрет Филиппа II в доспехах», Тициан, 1551 год, Прадо, Мадрид

Тициан и правда раскрыл потенциал масляной живописи. Сегодня нам кажется очевидным, что живопись – это масло на холсте, но в Италии долго работали темперой либо в смешанных техниках, даже когда нидерландец Ян Ван Эйк (1395–1441) уже вовсю писал маслом. И тут Тициану повезло, именно как венецианцу.

Здесь еще в XV веке жил и работал с Джованни Беллини Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479), который, как принято считать, первым выведал у северных коллег секреты масляной живописи. (Вазари пишет, что Антонелло из Мессины учился у самого Яна Ван Эйка, но искусствовед Александр Степанов полагает, что у Петруса Кристуса – последователя знаменитого нидерландца.) Таким образом, венецианские художники могли осваивать масло не в порядке эксперимента, а как основную технику. И Тициан воспользовался ее преимуществами – его считают одним из лучших колористов в истории живописи. Тончайшее наслоение цветов, лессировка – этими приемами Тициан овладел виртуозно.

«Портрет Карла V с собакой», Тициан, около 1532–1533, Прадо, Мадрид
«Портрет Карла V с собакой», Тициан, около 1532–1533, Прадо, Мадрид

В портретах, которые писал Тициан, даже монархов – посмотрите на портреты императора Карла V или испанского короля Филиппа II – кроме чисто технического мастерства есть характерность, близкое чувство натуры. Кажется, еще чуть-чуть – и это было бы нахальством, учитывая статус заказчиков. В них совсем нет напыщенной парадности, которая часто делает портреты властителей плоскими. Короли Тициана ценили.

Особый «тициановский» золотистый цвет женских волос, который он любил писать, во всей красе виден у «Кающейся Марии Магдалины» (1560-е). Это один из зрелых шедевров мастера, который он любил и держал при себе (картина оставалась в доме художника до его смерти). Находится «Магдалина», к слову, в зале №221 – «Зале Тициана» Государственного Эрмитажа, музее, чьим другом и партнером банк ВТБ является вот уже много лет.

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан, около 1565 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан, около 1565 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

О смерти Тициана есть несколько легенд: и что он скончался от чумы, которая часто приходила в Венецию, и что умер он буквально с кистью в руке. Так или иначе, художника похоронили с почетом, а не сожгли, как обычно поступали с чумными.

Текст: Анастасия Семенович