Елена, мама дочки на семейном образовании: Общеобразовательные школы сейчас многих не устраивают. В чём именно, на ваш взгляд, основные минусы общеобразовательной системы в России?
Светлана, директор частной школы:
Прежде всего, по моему опыту, это психологическая составляющая
На первом месте - буллинг со стороны одноклассников. А также неумение преподавателей найти подход к детям и увидеть индивидуальность каждого. Неспособность грамотно решать конфликты. Это основная причина. Ребёнок должен находиться среди детей, с которыми у него нет общих интересов, которые часто даже агрессивно настроены. Если психологически ему дискомфортно, как вообще можно учиться?
Вторая причина — огромное домашнее задание
Дело даже не в том, что его много, оно часто непонятно для детей.
И, конечно, качество образования
Когда в классе тридцать детей, они просто не усваивают тот объём информации, который им выдают. Педагоги зачастую сами не имеют того уровня образования, чтобы обучать детей на должном уровне. Смысл ходить в школу в старших классах, если там не готовят к ЕГЭ и ОГЭ? Ещё и бесконечное количество каких-то проверочных работ. Родители не видят смысла в том формате образования, в тех знаниях, которые даёт общеобразовательная школа. Она не развивает навыков, которые нужны современному человеку.
Ещё один минус — отсутствие комфортных бытовых условий
В школах часто нет нормальных туалетов. Родители сдают деньги на воду, салфетки, туалетную бумагу. Банальный бытовой дискомфорт. Хотя требования Минобра к открывающимся школам очень серьёзные, там это всё соблюдается. Но девяносто девять процентов школ — это старый фонд.
А также предвзятость при выставлении оценок
Ребёнка должны оценивать по знаниям, а не по отношению. В этом плане мне очень нравится семейное образование. Дети привыкают к тому, что в конце года будет обязательная аттестация. И если они где-то что-то недоучили, то это будет проблемой на аттестации. Не отношение педагога к нему, а действительно недостаток знаний.
И ещё назову фронтальную рассадку
В чём её минус? Когда общаешься, хочется всё-таки не в спину смотреть, а в лицо.
Елена: Вы открываете первую в Ейске частную школу. Как школа Schoolberry покрывает эти минусы, что Вы только что перечислили?
Светлана:
В нашей школе мы уделяем особое внимание психологической составляющей
При приёме в школу дети проходят психолога и дефектолога. Диагностика проводится при родителях. Это очень важно. Посмотреть развитие интеллекта, наличие каких-либо проблем. Чтобы понять, с какими детьми мы работаем, а потом помочь им. Подтянуть некоторые моменты. Понять, где у ребёнка сильные стороны, какими он обладает талантами.
Очень важная задача школы, особенно начальной — правильно познакомить детей, сдружить их
Этого не происходит в общеобразовательных школах. Мы хотим особо обратить внимание на этот момент.
Также мы создали комфортную бытовую среду для детей
Школа будет яркой, позитивной. Будет большая зона рекреации. У нас не будет классов, где на 40 квадратных метров 30 человек. Детям нужен воздух. Также будут одноместные парты. Что тоже немаловажно, потому что понятие личного пространства никто не отменял. В финской системе образования, например, есть такая вещь, как отдельный экран, которым ребёнок может в любой момент отгородить себя от остальных. И никто его не осудит.
Мы огромное внимание уделяем подбору коллектива
Выбираем людей, мыслящих в таком же направлении, которые готовы идти с нами в ногу. Обучаем их работе с конфликтами между детьми.
Здесь необходим грамотный подход. Чтобы дети в любом случае понимали, что взрослые готовы помочь. Позиция педагога не должна быть авторитарной. В нашей школе и педагоги, и тьюторы будут работать с детьми именно с точки зрения наставника, помощника.
На сегодняшний день преподаватель в системе образования не является основным источником знаний, он всего лишь носитель, а наша задача — научить детей учиться. Привить любовь к процессу, обеспечить комфортные условия пребывания.
Также мы готовим разностороннюю среду дополнительного образования
Малые классы, до 15 человек, что позволит преподавателю уделить достаточно внимания каждому ребёнку. В штате обязательно будет психолог, который будет помогать в развитии эмоционального интеллекта, в решении конфликтов.
Елена: Вы упомянули финскую систему образования. Какие именно элементы финской образовательной системы вы используете в школе Schoolberry?
Светлана: Я проходила обучение по финской системе образования.
Мне очень близко то, как финны работают с буллингом
В первую очередь в конфликтной ситуации они работают со свидетелями конфликта, а не с пострадавшими сторонами.
Финская система также подразумевает отсутствие фронтальной рассадки
Пространство класса легко трансформируется. У нас тоже не все уроки будут идти во фронтальной рассадке. Поэтому парты должны быть одноместными, мобильными, чтобы их можно было с лёгкостью двигать.
Домашние задания
В финской системе их нет, поэтому у нас тоже дети домой будут идти без домашних заданий. Там они будут только общаться с родителями. Плюс дети воспринимают это так — мы учимся только в школе.
Безоценочная система
В рамках наших ФГОСов нам придётся так или иначе оценки выставлять, но только со второго или третьего класса. И опять же оценки не за каждый урок, а за какой-то период. То есть оцениваются навыки больше. Да, оценка есть. Но она немножко в другом выражении, насколько ребёнок сам себя оценивает.
Мы набираем нулевой класс
Это тоже взяли у финнов. После нулевого класса получается грамотный, спокойный переход к первому классу. Дети привыкают к образовательному процессу, привыкают общаться в этом коллективе, понимают, что такое школа. При этом нагрузка там гораздо меньше, больше творческого развития.
Важны музыка и рисование
потому что они действительно очень сильно влияют на развитие интеллектуальных способностей. Плюс проектная работа, именно детскими руками, а не руками родителей.
Также из финской системы мы взяли ведение дневников развития
Педагоги будут вести наблюдения за ребёнком, в формате светофора. Красный, жёлтый, зелёный. Для родителей будут писаться комментарии. Каждую пятницу они смогут подойти и посмотреть, какие комментарии оставили преподаватели. На что обратить внимание, в чём ребёнок хорош и так далее.
А дети будут вести летопись ученика каждый день
Записывать своё настроение. Даже те, кто ещё не умеет писать, могут изображать рисунком или цветом свою эмоцию. Это очень здорово, учит быть в моменте, радоваться жизни и отслеживать свои эмоции.
Елена: Частная школа и семейное обучение. Найдут ли семьи, выбравшие обучения дома, в Вашей школе то, чего они ищут на СО?
Светлана: Я думаю, да. Особенно, если мы говорим сейчас про начальную школу.
Если ребёнок занимается только с мамой или с репетитором, или через экран компьютера, то у него очень быстро пропадёт желание учиться. И креативность лучше развивается, если дети работают в команде. А английский язык вообще невозможно выучить дистанционно, нужно живое общение.
У нас будут малые классы, достаточное внимание педагогов. Во второй половине дня с детьми будут работать тьюторы-наставники. Учитывая всё это, те, кто выбрал СО, найдут у нас в школе то, чего они ищут.
Елена: Вопрос документов. Дети остаются документально на семейном обучении, а обучаются у вас в школе?
Светлана: Изначально мы собирались открывать частную школу как семейный класс. С точки зрения простоты законодательства, у нас есть лицензия на дополнительное образование, которое позволяет нам спокойно вести общеобразовательную деятельность. А документально мы бы прикрепляли детей к любой другой аккредитованной школе, где они проходили бы аттестацию.
Но в маленьком городе сложно объяснять родителям про формат семейной школы. Что нужно проходить аттестации где-то в другом месте, что это дополнительные расходы и так далее. Поэтому мы всё-таки пошли дальше. Нашли отдельно стоящее здание, которое соответствует всем нормам и требованиям. И будем делать лицензию на начальное общее образование. Требования там достаточно жёсткие, но надеюсь, у нас всё получится.
Елена: Семейное обучение в сознании жителей Ейска. Есть ли какие-то сложности с переводом? Как относятся в Отделе образования к переводу на СО?
Светлана: Абсолютно нормально. Когда мы 2 года назад пришли с сыном по этому вопросу, нам сказали, что нужно написать заявление. И всё. Потом только нам позвонили из администрации и спросили, куда мы прикрепились для сдачи аттестаций.
Елена: Родитель, который живёт не в Ейске, который обучает ребёнка дома, что-то может взять из вашей парадигмы, из вашего подхода к образованию?
Светлана: Когда родители только переводят детей на СО, они очень сильно начинают контролировать ребёнка в плане образования. Сидят рядом во время аттестаций, стараются подсказать, найти информацию поинтересней и так далее. Но детям необходимо давать свободу.
Дайте им возможность учиться самостоятельно. Я в этом году отстранилась очень сильно от учёбы сына. Дала ему возможность прочувствовать самостоятельно, что такое отвечать за свои знания самому. Пусть лучше споткнётся сейчас.
Необходимо объяснять детям, что дело не в оценке, не в этой цифре. Учиться надо ради знаний. Чтобы потом приложить их в профессии.
В общеобразовательных школах совершенно не придают значения профориентации. С детьми необходимо общаться на эти темы. Зачем тот или иной предмет может пригодиться в жизни, в профессии.
Елена: Ваша школа — это бизнес или душа?
Светлана: Это миссия, наверное. Мы стараемся сделать мир лучше, стараемся как можно большему количеству детей открыть горизонты, дать больше возможностей, чтобы они нашли себя.
Если вы хотите узнать больше о школьных и альтернативных программах, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам
Приглашённый гость: Светлана Васильевна Резниченко, руководитель частной школы Schoolberry в городе Ейске Краснодарского края, мама четверых детей
Брала интервью: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО
Спонсор статьи: ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи о школах:
Школы, которые вернули советские учебники
Интервью о Вальдорфском классе: дети приходят с жаждой знаний, и нельзя их отпускать голодными