Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первый поезд на Сургут

Просматривая фотографии в сети нашел интересное фото:

Тепловоз ТЭ2 с первым поездом на Сургут, 5.08.1975 года
Тепловоз ТЭ2 с первым поездом на Сургут, 5.08.1975 года

Дата интересная для меня, ведь ровно через месяц на свет появился я, т.е. железная дорога на Сургут и я практически ровесники, с той лишь разницей, что работы по проектированию и строительству линии занимают намного больше времени, нежели идет внутриутробное формирование человека от зачатия.

Так и здесь, еще в декабре 1963 года было принято Постановление Совмина СССР "Об организации подготовительных работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений", среди прочих мероприятий предлагалось начать проектирование железной дороги "Тюмень - Тобольск - Сургут".

Вокзал Сургута в наше время. источник фото ugra-news.ru
Вокзал Сургута в наше время. источник фото ugra-news.ru
Станция Сургут в 2000-е годы, фото osurgut.com
Станция Сургут в 2000-е годы, фото osurgut.com

Генеральным проектировщиком линии "Тюмень - Сургут" стал проектный институт "Сибгипротранс" из города Новосибирск. Строительство линии началось через три года после принятия постановления - в начале 1966 года, когда на строительство линии прибыли первые рабочие.

Первые 215 километров пути были построены за короткие сроки - 21 месяц. Постепенно открывали все новые участки для движения, ночью составы везли грузы, в том числе для стройки, а днем продолжали работы строители. Стройка велась в районах вечной мерзлоты, среди болот.

Панорама станции Сургут в наше время, видно, что край нефтяной, одни цистерны, фото 2gis.ru
Панорама станции Сургут в наше время, видно, что край нефтяной, одни цистерны, фото 2gis.ru

По мере полной готовности открывали на линии пассажирское движение. Так в августе 1969 года поезда пошли от станции Тюмень до Тобольска, а в марте 1974 года пассажирские составы стали доходить до станции Салым.

5 августа 1975 года в Сургут пришел первый поезд, запечатленный на фотографии. Он привез гостей из Москвы и Тюмени, для участия в торжествах по случаю открытия движения на участке Тюмень - Сургут. В тот же день пришел грузовой состав с грузом для строителей, нефтянников и газовиков. После прибытия первого поезда будут устраняться огрехи, дорогу примут во временную и, наконец-то, постоянную эксплуатацию.

Станция Сургут и молодой город, фото fotografersha.livejournal.com
Станция Сургут и молодой город, фото fotografersha.livejournal.com

В дальнейшем линия получила развитие. Так в 1980 году поезда пошли до Нового Уренгоя, появилось ответвление в Нижневартовск, а уже в новом тысячелетии дорогу продлили до заполярного Ямбурга.

Тепловоз ТЭ2 с первым поездом на Сургут, 5.08.1975 года
Тепловоз ТЭ2 с первым поездом на Сургут, 5.08.1975 года

Периодически возникает вопрос о строительстве Северо-Сибирской магистрали, в частности в Стратегии железнодорожного транспорта до 2030 года (в ее максимальном варианте) включена новая линия от Усть-Илимска до Нижневартовска, а также тупиковая ветка от Салыма до Ханты-Мансийска. Но практических работ по данному проекту не видно, по крайней мере, в наше время.

На схеме в центре видна линия Тюмень - Сургут - Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск
На схеме в центре видна линия Тюмень - Сургут - Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск

Канал "ПАНТОГРАФ". Использовались источники в сети "Интернет".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Будет ли в очередной раз построена ВСМ Москва-Петербург?

Что значат цифры в названии вагонов, например 71-631. Полная классификация

Российский рельсовый автобус в Чехии

-8