Найти в Дзене

Неэффективность больших компаний - личный опыт

Оглавление

Статья не совсем про инвестиции, скорее про личный опыт в бизнесе. Как я писал в самом первом посте (он вот здесь), одна из областей моей деятельности - это небольшой околостроительный бизнес. В основном заключается в проведении обследований зданий, составлении дефектовок, разработке проектов и смет на ремонт и новое строительство. Я делю клиентов на несколько категорий:

  1. Строители и небольшие частные организации, которым просто нужен проект, чтобы было понятно, как делать - как правило, самый лучший тип клиентов, они сами все знают и умеют, мозг не выносят, им надо просто сделать чертежи для производства работ.
  2. Бюджетные организации. Эта группа клиентов очень разнородна, есть вполне вменяемые, есть совершенно неадекватные, у кого-то есть опыт и понимание, что им надо, у кого-то нет, работать с ними чуть похуже, чем с первой категорией, но в целом нормально. Но надо учитывать, что работа с бюджетными деньгами имеет свою специфику и это несколько усложняет дело. Самый главный плюс этой категории клиентов - шанс на кидалово практически нулевой + как правило они не склонны торговаться как на китайском рынке за каждую копейку, так как деньги все равно не их собственные.
  3. Жители. У меня работа с ними ведется в основном через фонд капремонта и иногда через управляющие компании. Самая невменяемая категория, особенно с учетом того, что, как правило, все решения они должны принимать общим собранием собственников, в каждом доме найдется несколько полных неадекватов, с очень высоким самомнением и уверенных, что они профессионалы во всех строительных делах и они лучше знают что и как делать.
  4. Крупные организации. Доводилось работать с ВТБ, Роснефтью и парочкой организаций, входящих в Росатом. Как правило, они знают, что им надо, но цепочка согласований и выполнения ЛЮБЫХ действий там настолько длинная, что это парализует нормальный процесс работы с ними, сильно замедляет его по времени, увеличивает трудоемкость для подрядчика, что выливается в увеличение цены для них в несколько раз на пустом месте только потому что надо выполнять все регламенты больших корпораций. Плюс, на этой длинной цепочке действующих лиц всегда найдутся либо неадекваты, либо просто некомпетентные сотрудники, что еще больше усложняет нормальную работу с ними.

Как правило для первой категории мои услуги я расцениваю максимально дешево (условно х1), для второй х1,3-1,4, для третьей х1,5-2, для четвертой х1,5-2,5, именно по причине неадекватно больших трудозатрат на непродуктивное (и не нужное для производства работ) взаимодействие.

Вот сегодня как раз разберу свежий пример взаимодействия с ними, от которого меня бомбануло

Итак, есть одна организация, довольно большая, входит в РосАтом, им надо было сделать одну работу, не сильно сложную, но достаточно трудоемкую.

С частными организациями обычно заключается прямой договор, с бюджетными чаще через торги, здесь, хоть формально организация и частная, но договор можно заключить только через торги. Ну ладно, ок, что поделать, дело понятное.

И вот тут начинаются заморочки - торги проходят только на площадке (Фабрикант), которая:

На первый взгляд интерфейс кажется удобным
На первый взгляд интерфейс кажется удобным
  • Требует отдельной активации электронной подписи на площадке (хотя на всех остальных она работает)
  • Требует отдельной аккредитации на каждой секции (и каждые пару лет ее надо продлять)
  • Тарифы на сами участия в торгах на площадке конские
  • Работает только в Интернет Эксплорере)))

Ок, оплачивают регистрацию ЭЦП на площадке (догадываетесь, что эту сумму я потом вложу в договор и переложу на клиента?), оплачиваю за ускоренную аккредитацию в нужной секции площадки и за участие в торгах (конечно за это заплатит заказчик, но потом) и тут выясняется, что моей ЭЦП подписать заявку на аккредитации нельзя - просто зависает и все. После долгих общений с техподдержкой выясняется (БИНГО!), что для работы в этой секции обычные ЭЦП не подходят, нужна специальная (и заказать, конечно, можно только у них) - и стоит намного дороже обычной. Ладно, заказываю, оплачиваю (эта сумма тоже будет вкинута в контракт), через пару дней получаю, вроде все заработало, аккредитовался, начинаю готовить документы и грузить их туда.

И тут начинается лютый трэш, меня начинает бомбить от того комплекта документов, который надо предоставить:

Какая нафиг цепочка собственников и бенефициаров у ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей???
Какая нафиг цепочка собственников и бенефициаров у ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей???
Какая вам разница, сколько я заплачу своим людям и сколько часов они будут работать? Вы это все равно никак не проверите
Какая вам разница, сколько я заплачу своим людям и сколько часов они будут работать? Вы это все равно никак не проверите
Таблица сделана максимально идиотским образом, без всякого ущерба для информативности количество столбцов и строк можно сократить раза в 2-3
Таблица сделана максимально идиотским образом, без всякого ущерба для информативности количество столбцов и строк можно сократить раза в 2-3
ЧТОА??? Я вам оказываю услуги на выезде, на вашей территории, зачем вам это???
ЧТОА??? Я вам оказываю услуги на выезде, на вашей территории, зачем вам это???
О господи, по каждому человеку надо указать, где и когда он учился и где работал
О господи, по каждому человеку надо указать, где и когда он учился и где работал

Остальные документы все были более-менее стандартные, но эти это просто жесть! Толку от них ноль, но приходится заполнять и сочинять. Ладно, все заполнил полностью, получилось 320 (320, Карл!!) страниц, думаю сейчас загружу - и тут вишенка на торте - нельзя просто так взять и загрузить в нужный раздел необходимый документ - обязательно надо ручками заполниться на площадке табличку и внести каждый пункт отдельно! Все сделано максимально неудобным образом + Интернет Эксплорер добавляет эмоций от процесса.

Все, загрузил и отправил наконец-то - на все про все ушло около недели достаточно интенсивной деятельности (понятно, что я не только этим занимался, но тем не менее). Теперь надо будет внести обеспечение заявки (а потом и договора, если будет заключен) - и за это тоже в итоге заплатит клиент.

В итоге:

Наша заявка на этот конкурс оказалась единственной - думаю потому что все остальные просто махнули рукой (и я бы тоже махнул, но так как уже был знаком с объектом + было жалко вложенных денег, все-таки доделал), в итоге я смогу возместить свои прямые затраты и затраты на подготовку бесполезной кипы документов, заказчик заплатит сполна. Я заработаю, но такая пустая работа вызывает у меня отвращение и я предпочел бы получить меньше, но не заниматься всеми этими бюрократическими маразмами.

Выводы для больших корпораций:

Если вы хотите сократить свои затраты вообще на все услуги вот вам готовый рецепт:

  • минимизируйте цепочку принятия решений (заодно сократите кучу дармоедов)
  • сократите пакет требуемой документации, требуйте только то, что надо для производства работ
  • не выдвигайте лишних требований к подрядчику - их выполнение стоит денег и заплатите за них именно вы
  • доверяйте своим сотрудникам (но и спрашивайте с них результат) - заключайте прямые договора без торгов
  • если все-таки организуете торги, размещайте их на адекватных площадках

И тогда вы увидите падение цен на все виды услуг (особенно на мелкие) даже не на проценты, а в разы!